Найти в Дзене

Что за народ «сета» («сето», «сету»)

Оглавление

Регион проживания вымирающего народа – Печорский р-н Псковской области РФ и прилегающие эстонские регионы.

Численность объединения невозможно установить – «сету» не внесены ни в список российских, ни в перечень эстонских этносов. Об их существовании знают лишь ученые… Зато в 1897 г. статистика имелась – эта часть Российской империи была представлена числом 16 500 чел.

Женский национальный костюм сето отличается от одеяния соседей. Взято с https://clck.ru/x7DJb
Женский национальный костюм сето отличается от одеяния соседей. Взято с https://clck.ru/x7DJb

Этимология этнонима

Нет преобладающей гипотезы касательно названия рассматриваемого этноса. Варианты «расшифровки» 1. «ни то, ни се» на псковском диалекте русского языка (половина христиане-лютеране, половина язычники…); 2. «собиратели мертвечины» (просили отдавать падших лошадей на удобрение – и не понятно, с какого из тогдашних языков прозвище было дано).

Происхождение

Археологи вам точно скажут, что с 5 в. упомянутую местность занимают селища людей культуры Длинных Курганов – тех, кого в летописях называли «полочанами» и «кривичами». Вероятно, первоосновой нации «сету» являлись именно они. Кривичи и полочане – «продукт ассимиляции местной ветви венетов (север) и невров (юг) с западно-финнскими и с балтскими племенами»…

Речь о строителях не только Полоцка и Смоленска, но городищ на месте Рыуге, Изборска, Пскова…

Однако это лишь старт генезиса народа, так как с начала 11-го столетия сюда проникает еще и многонациональное население Новгородской Земли (основанной словенами), а еще через столетие данная политико-административная структура подчиняет себе районы нынешних сету… Видимо, смешение финно-балтского и венетского массивов не завершилось. Потому что новгородцы четко отделяли кривичей (и близких им полочан) от так называемой псковской чуди.

Последним этапом становится проникновение сюда эстов, бегущих от «ливонского ига» в XII в. Возможно, ига и удалось избежать, но не христианства. Уже в XIII в. 50 % населения – католики. Через 300 лет (опять же от немецкоязычных властелинов) сюда постепенно доходит лютеранство. Но и это не все. И язычники, и лютеране на территории Псковщины становятся православными…

Антропологический тип

Сету лапаноидного типа (нет брюнетов, нос уточкой, низкое лицо). Взято с https://clck.ru/x7FqN
Сету лапаноидного типа (нет брюнетов, нос уточкой, низкое лицо). Взято с https://clck.ru/x7FqN

Элементы аутентичности

Что касается языка, то, начиная с того самого 12 столетия, аборигены постепенно перенимали язык эстов. Сейчас их язык официально признан «вырусским» (от имени поселка Выру) диалектом эстонского. То есть правительство балтийской страны признает их эстонцами. Их сородичи с нашей стороны говорят и на «вырусском», и на русском.

Они не были крепостными. Живут хуторами (улица из 2 рядов домов). Вышивка бордового цвета. Длиннорукавки. У женщин много серебряных украшений. У мужчин костюм «эстонский».

Посещая церковь, равно верят и в Пеко (бога-тотема народа). Почитают родники и камни-следовики. Похоронные блюда – кутья из гороха с медом и вареные яйца. Главный праздник – День королевства Сето (хотя даже не известно, было ли такое). Свадьба это похороны девичества.

Кирмаш – значит, «празднество» у сето. Источник изображения – https://clck.ru/x7Jtr
Кирмаш – значит, «празднество» у сето. Источник изображения – https://clck.ru/x7Jtr

У «сето» не принято заниматься рыболовством.

Расселение

Поселок Печоры и Выру – единственные заметные по размеру пункты ареала проживания.

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Возможно будет интересно почитать:

Пожертвовать автору на умные книжки!

Благодарю тебя добрый человек!