Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

На что обратить внимание в первые дни учебы детей в школе и не только

Итак, стартовал новый учебный марафон длинною в 9 месяцев. Непростое и интересное время и для детей и для родителей.

И дети и родители будут открывать для себя новое и в знаниях, и в своем ребенке, и в самих себе.

На что необходимо обратить внимание, чтобы учение не превратилось в мучение. Как разглядеть тревожные симптомы того, что у ребенка не все в порядке. Не пугаю и не рассказываю страшилки. Это из моей практики. Но и не всё так плохо. Тем не менее:

Первоклашки

Уже убедилась на практике ( анализ первых двух дней пребывания первоклассников в школе этого учебного года)- родители такие же потерянные, как и дети.

На линейке 1 сентября мама стоит перед рядом первоклассников и говорит "Ну где же тут мой?.. Они все одинаковые в этой форме!" А сын на маму не реагирует вообще!

После окончания занятий сын ждет - ищет маму, мама спокойно сидит в другом углу холла и ждет сына, а у того уже глаза на мокром месте.

Девочка, не увидев родителей, уже плачет.

Некоторые родители агрессивно прорываются и ведут- тащат ребенка- "Идем, ты мне покажешь класс, и где ты сидишь", забывая при этом, что ребенок второй день в школе и еще не запомнил всех школьных переходов.

В столовой дети, естественно, не знают, что посуду надо убирать самим, а уж куда нести и как вернуться обратно, не потеряв свой класс при этом - это вообще квест с неизвестным исходом...

Это наблюдения. Теперь психология и педагогика.

Реальность сегодня такова, что до 40% детей не посещали детские сады. Соответственно не достаточно развиты навыки общения как с другими взрослыми, так и со сверстниками. Следствие- не может попросить и спросить о чем либо учителя ( даже отпроситься в туалет, потому что не знает, где он находится, и что делать с этим ремнем на штанах или как заправить блузку в юбку). Результат- сидит терпит до последнего, а может и описаться, простите за такие подробности. Благополучно заработан стресс на все время учебы, отказ ходить в школу, получена психологическая травма, не общается со сверстниками.. Увы, это факты из жизни.

Вторая трудность для ребенка - он привык, что дома он центр вселенной, а у учителя в школе кроме него еще 30 таких центров. Следствие- ребенок делает попытки обратить на себя внимание всеми доступными способами, от молчания, ничего-неделания, до агрессии в отношении детей, капризов, отказа идти в школу "Она мена не любит и вообще меня там не любят". Или ребенок начинает уделять чрезмерное внимание учителю- подходит, чтобы его обняли, молча заглядывает в глаза, просит у вас конфеты, чтобы угостить свою учительницу. Другие ребята могут по- своему воспринять такое поведение вашего ребенка, могут появиться насмешки, шутки в его адрес. Результат- потеря мотивации к учебе, проблемы в общении, трудности в учебе.

Третья трудность -правильная мотивация. Спросите, зачем ваш ребенок идет в школу. Если услышите, для того, чтобы учиться- научиться, узнать новое и т.д.- это внутренняя мотивация, правильная. Эту мотивацию родители и педагоги должны были формировать последний год перед школой. А если вы услышите: "Чтобы быть школьником/большим/надевать красивую форму/быть как брат-сестра "и др. вариации- это внешняя мотивация, которая приведет, как результат, к трудностям в обучении. Это уже будет так, как я писала в своей статье Скоро в школу. Кому готовиться- ребенку или родителям? (b17.ru) "Почему вы мне не сказали что эта бадяга на 11 лет.."

Также родителей пугает то, что ребенок на их взгляд, ничего не запоминает, всё забывает- тетрадки, ручки, мешок с обувью, не может рассказать, что делал в школе - "память, значит плохая". Нет, это не память виновата, а внимание. Не может он сразу столько всего удержать, а соответственно запомнить. Есть упражнения на развитие внимания. Занимайтесь, и вы увидите, что с памятью всё становится нормально.

Четвертое- ожидания родителей. Помните- это не вы пошли в школу, а ваш ребенок. Он другой, отличный от вас. И не всегда соответствует вашим ожиданиям. он ДРУГОЙ. Не растите в нем синдром отличника. Пересмотрите свою позицию по всесторонней занятости ребенка. Возможно на первый месяц учебы сократить количество дополнительных занятий.

Пятое- самооценка. Ребенок приходит в 1 класс с завышенной самооценкой- все хвалили, он был всегда лучший для родителей. А теперь самооценка будет приходить в норму. Не всегда безболезненно, в том числе и для родителей.

Пятиклашки

Опять все новое. Заново привыкать оказывается к незнакомой знакомой школе. Разные учителя, кабинеты. И они, как первоклашки, опять теряются. А тут еще кризис 10 лет со всеми последствиями. И новые ожидания родителей. Про кризисы читаем здесь 10-11-12- про одного ребенка? Нет, про трех. Разных. В одном лице. (b17.ru)

Родители требуют больше самостоятельности, равно как и учителя.

Что делаем? Продолжаем говорить о том, как мы любим своего ребенка, обнимаем 7 раз в день, не сравниваем с другими, не перечисляем заслуги других и своих в том числе, для самооценки заводим дневник достижений, куда записываем ВСЕ! достижения. Начинаем уважать личное пространство ребенка, интересуемся его друзьями.

-2

Подростки. 14 лет.

Новый кризис. Труднее родителям будет наверное только когда ребенку будет 17- новый кризис.

Что видим- ребенок- сплошное отрицание всего. Протесты, крики, истерики, повышенный тон.. Или замкнутость, апатия, нежелание общаться. И взрослый и ребенок одновременно. При этом не решил, кто же он больше.

Традиционные действия родителей- "закрутить гайки". Или наоборот- "Пусть теперь сам". А еще- "Давай думай, куда пойдешь после 9 класса".

Что делать? Понять. Еще можно почитать тут Трудные дети или трудные взрослые? (b17.ru), Подросток 14 лет. Не сломать и не сломаться (b17.ru)

Не сломайте! Не перекрутите и не упустите его с вашим либеральным подходом в воспитании.

17 лет. 11 класс или 1-2 курс колледжа, вуза.

На что обратить внимание? У ребенка, да , еще ребенка, опять все новое. Опять эта непростая задача в коммуникациях, самооценке и самоутверждении. Через 3 месяца может появиться мысль, чувство, что он не туда пошел, не там учится, не та специальность. Именно в ноябре начинается та самая "движуха" поступивших. Или вдруг на 2 курсе родители ни с того ни с сего слышат- "Я тут учиться не буду. " Вы в панике- потеряны 2 года, деньги, если это был внебюджет.

Объясняем чаду- все нормально. Это кризис. Он пройдет. Не надо никуда бежать. Ошибка родителей- желание стать другом, подружкой, залезть в душу. Друзья есть уже и еще будут меняться в соответствии с кризисом. Им в этом возрасте нужна поддержка, тыл, и душевное пристанище. Вот это ваша роль.

Скажете, мы так не росли, с нами никто так не нянчились. Возможно, вы этого не замечали и принимали как должное от ваших мудрых родителей. Но, не забывайте, что сейчас другое время, другой социум. И дети ДРУГИЕ.

Если есть сомнения- не тяните, обратитесь к специалисту. Это не реклама работы психологов. Мне искренне хочется, чтобы ВСЕ дети были счастливы!

-3

Записаться на консультацию( очно или он-лайн) можно здесь на сайте через личное сообщение или по телефону 8 9273848252. Доступны все мессенджеры.

Автор: Светлана Лавренова