В английском языке есть такое идиоматическое выражение «Back to the salt mines», т.е. буквально «обратно или снова в соляные копи». В современном звучании оно означает возвращение к рутинной, напряженной, или не всегда интересной или даже неприятной деятельности. Я вспомнил это выражение в его первоначальном, буквальном смысле, когда узнал, что недалеко от Кракова в городе Величка есть бывшая соляная шахта, где создан интересный музей.
Пребыванию в самом Кракове я посвятил статьи «Как стихи были моим путеводителем по Кракову. Часть 1», «Как стихи были моим путеводителем по Кракову. Часть 2», «Как я был гидом на краковском кладбище», а последний день, а точнее последнюю ночь в городе я описал в статье «Творческие муки или бессонная ночь в аэропорту?»
Итак, я решил посетить бывшую соляную шахту или как она называется по-польски kopalnia soli. Да, слово «копальня» хорошо звучит и всё понятно, это «место, где копают». Выбрал я ближайший по времени тур. Он оказался с англоязычным гидом. Поэтому я попал в группу с норвежцем, немцем и, по-моему, с представителями всех составных частей Соединенного Королевства, из Англии, из Шотландии, из Уэльса. Да, не было только человека из Северной Ирландии. Компания попалась возрастная, от среднего возраста и старше, но с неплохим чувством юмора, постоянно звучали какие-то шутки, что при спускании под землю вполне логично.
Когда-то, задолго до нашей эры, несколько десятков миллионов лет назад, здесь шумели волны древнего моря Паратетис, остатками которого потом стали Чёрное, Каспийское и Аральское моря. В итоге вода отступила, а соль осталась.
Еще в одиннадцатом веке польский князь из династии Пястов, Казимир I Восстановитель выдал привилегию соляным копям в Величке.
Сначала соль добывали вручную.
А поднимали соль наверх с помощью специальных валов.
Затем их заменили на вороты – горизонтальные колеса, которые двигались по кругу сначала людьми, затем их заменили лошади.
Это вызвало увеличение добычи и углубление шахты.
После раздела Польши эти земли отошли к Австрии в 1772 году. Закончилась королевская монополия на добычу соли. Австрийцы механизировали подземные работы, построили паровую подъемную машину.
А во время немецкой оккупации, в период Второй Мировой войны, там пытались построить подземный завод по производству военной техники.
Только во второй половине двадцатого века работы на шахте были прекращены. За столетия выработки были созданы коридоры и галереи на семи подземных уровнях на глубине до 198 метров и общей протяженностью более 200 км.
Интересно, что туризм на шахте развивался практически параллельно работам. Уже в пятнадцатом веке знатные особы с разрешения короля могли посещать эту шахту. При австрийцах туризм вырос, десятки, а потом и сотни людей бывали на экскурсии. В двадцатом веке уже ввели ограничения – не более сотни человек одновременно. После Второй Мировой войны сотни тысяч туристов прошли подземными коридорами шахты.
В 1978 году ЮНЕСКО внесло соляную шахту Величка в список объектов всемирного наследия.
И вот мы подъехали к зданию, которое является верхней частью так называемого шахтного ствола Даниловича.
Этот шахтный ствол был прорублен в 1635-40 годах, когда копями управлял Николай Данилович. Этот ствол использовался для подъема соли наверх, а затем и для подъема рабочих и туристов. Сначала здание было деревянным, а в девятнадцатом веке построили каменное здание. Лошадей с подъемниками заменили паровой машиной, а после войны электрическим подъемником.
Но перед тем, как спускаться в шахту, переведем дух и продолжим в следующей статье «Back to the salt mines. Часть 2»
Подписывайтесь на мой канал Юрий Салатов.
Лайки и комментарии способствуют развитию канала.
#путешествия #польша #солянаяшахтавеличка