Новороссийск - крупный торговый и пассажирский порт в РФ, в котором каждый день пришвартовывается свыше 10 тыс. маленьких и крупных торговых и круизных судов. Облюбовали эти места и яхтсмены, здесь регулярно проводят парусные регаты. Одна из самых известных достопримечательностей портового города - Цемесская бухта. Часто её называют Новороссийской. На сегодняшний день это вторая по значению бухта после Севастопольской в российской акватории Чёрного моря. Название произошло от впадающей в море реки Цемес.
О Цемесской бухте
Природная достопримечательность находится между Мархотским хребтом и Абрауским полуостровом. Протяжённость береговой линии достигает 15 км (захватываем популярный у отдыхающих посёлок Кабардинка).
В сушу довольно узкая бухта вдаётся на 7 км. Средняя глубина 24 м позволяет входить в бухту даже океанским судам. Однако навигация здесь довольно сложная, требуется обязательное сопровождение лоцмана до места швартовки. Серьёзно осложняют движение рифы у берегов, затонувшие в разное время плавсредства и Пенайские банки с максимальной глубиной 6 м.
Температура морской воды в феврале не бывает ниже 6 градусов. Однако зимой дует очень опасный ветер, скорость которого может достигать 29 м/с. Называется он бора и способен порождать шторм до 12 баллов. При этом можно наблюдать очень интересное природное явление - парение моря (разновидность туманных образований). Предсказать появление бора очень сложно, что затрудняет работу порта и обеспечение безопасности людей. Когда он начинает дуть, то температура может упасть на 10-15 градусов всего за несколько часов.
В воздухе парит ледяная пыль, из-за которой морские суда с наветренной стороны быстро сковывает коркой изо льда. И они иногда падают на бок под действием силы ветра (нарушается балансировка). Бора иногда свирепствует несколько дней. Береговые службы рекомендуют кораблям отойти в море либо в безопасные места. Бухта в Новороссийске никогда не замерзает, поэтому дайверы могут погружаться круглый год.
Большую часть береговой линии занимают портовые сооружения. Однако нашлось тут место оборудованным и диким пляжам. Зоны для купания с прекрасной инфраструктурой есть даже в центре города, а также в ближайших посёлках Мысхако и Алексино. За дополнительную плату можно посещать закрытые пляжи, принадлежащие санаториям. Многие туристы и местные жители приходят к берегу моря полюбоваться заходящими кораблями.
История Цемесской бухты
Бухта имеет давнюю историю. В период Средневековья она очень полюбилась генуэзцам. На итальянских картах того периода она называлась Calo Limena, что в переводе на русский язык означает "красивая бухта". В состав Российской империи она вошла в 1829-ом году. До этого здесь была турецкая крепость Суджук-Кале. В 1886-ом году графиня П. С. Уварова (знаменитый археолог) вместе с группой учёных отправилась исследовать бухту и окрестности. Всех членов экспедиции поразили "голубые волны", "далёкий синий горизонт", "зелёные склоны гор" и "богатое ущелье".
18-го июня 1918-го года здесь произошло знаменательное историческое событие. Советское правительство согласно международным договорённостям должно было передать весь флот, базировавшийся на Чёрном море, Германии. Корабельное командование получилось приказ отвести корабли в Севастополь и там завершить передачу. Однако одновременно поступил и секретный приказ о затоплении всех судов в бухте Новороссийска. После долгих обсуждений командование отдало приказ следовать в Севастополь. Однако часть экипажей не подчинились и затопили корабли самостоятельно. В результате на дно ушло 4 больших военных судна и 12 единиц военной техники.
Это не первый факт затопления кораблей в Цемесской бухте. Такой же приказ отдал адмирал Павел Нахимов в 1854-ом году во время обороны Севастополя. 11-го сентября на дно ушли 2 фрегата и 5 линейных кораблей, их мачты остались торчать над водой. Страшная буря, случившаяся через 3 дня, нанесла сильный урон вражескому флоту. Но при этом разметала заграждения из затопленных кораблей. Пришлось затопить ещё 1 корабль, а в январе следующего года ещё несколько. В результате город удалось отстоять.
Во время Великой Отечественной войны здесь шли ожесточённые бои, что привело к гибели больших и малых военных судов и техники. Многие затонувшие корабли не найдены до сих пор, хотя факты их гибели именно в этих местах достоверно подтверждены. После распада СССР в Цемесской бухте были вынуждены соседствовать пассажирский, военный и торговый флот. С присоединением полуострова Крым проблема решилась, военные перебазировались в Севастополе. Сегодня порт специализируется на торговых операциях и принимает пассажиров.
Почём бараны в Москве. Вкусный завтрак
Всем хорошего настроения и приятного просмотра, друзья! Спасибо за ваши лайки 👍 ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш канал "GEORGY KAVKAZ VLOG" в YouTube!! https://www.youtube.com/channel/UCA4cyaYaDP97beyHqBd2L5Q