Страниц: 250
Серия: «Шляпа Оливера Сакса»
Оценка: 8/10
Первое издание: 2015 г.
Познавательность: 8/10
Доказательность: 3/10
Раскрытие темы: 7/10
Увлекательность: 9/10
Я влюбилась в неврологию, прочитав однажды «Человека, который принял жену за шляпу» Оливера Сакса. Сложно даже вообразить, как неожиданно могут проявляться неврологические нарушения. Прочитать же «Всё в твоей голове» я решила потому, что мне интересна тема психосоматики, но при этом я до сих пор не знаю, как к ней относиться. Я решила, что после этой книги смогу определиться.
Построена эта книга по тому же принципу, что и знаменитые книги Оливера Сакса: Сюзанна О'Салливан рассказывает о случаях, с которыми сталкивалась по работе. Например, об эпилепсии, которая на поверку оказывалась психогенными судорогами. Или о странных недомоганиях, которые начались после успешного излечения от рака на ранней стадии.
По большей части автор рассказывает, как её пациентами не принимался диагноз «функциональное расстройство», оно же «психогенное», потому что такой диагноз воспринимался как ненастоящий или того хуже — клеймящий пациента психически нездоровым. Также Сюзанна много рассказала о том, как тяжело поставить такой диагноз, и обычно приходится действовать методом исключения, изучать анализы и обследования и исключать остальные заболевания. Да и лечить непросто: здесь не получится просто дать таблетки, нужно, чтобы пациент принял диагноз и пошёл к психотерапевту, нашёл причину и проработал её.
Мне не очень понравилась структура книги. Она хоть и разделена на чёткие главы, обозначенные именами пациентов, но при этом внутри глав царит беспорядок. Очень много долгих отступлений о других случаях и рассуждений об исследованиях того же Фрейда. Из-за этого после даже небольшой паузы теряешься и не понимаешь, что вообще читаешь, а в голове остаётся путаница.
Также мне не понравилось отсутствие доказательности. Ссылок нет. Автор исходит из того, что доказательность психосоматики — факт, и не трудится рассказать, почему так считает. Рассказывает о собственном опыте, который, сами понимаете, доказательство слабое. Поэтому, учитывая популярность своеобразного извращённого восприятия психосоматики в странных антинаучных эзотерических практиках, всё сказанное в книге выглядит подозрительно. Особенно когда О'Салливан начинает рассказывать об изучении истерии в прошлом и о трудах Фрейда — я не согласна с учением Фрейда, а средневековая наука — это отдельная тема.