Да, вопрос с подвохом. Удивительно, но правильный ответ - ни то, ни другое. Влияние планирования на мотивацию зависит от сложности цели.
Обычно люди строят планы по достижению важных и долгосрочных целей (высшее образование, карьера и т.п.). Одно из следствий планирования - четкое понимание последовательности действий, которые приведут к цели. А это, в свою очередь, влияет на представление о том, сколько усилий понадобится приложить. Интересно, что, фокусируясь на вопросе “Как?” вместо “Зачем?”, люди склонны недооценивать количество времени, которое потребуется для выполнения простых задач, и, наоборот, представлять сложные задачи как очень длительные.
Что же насчет мотивации?
В науке о принятии решений есть целая “теория активизации”: мотивация к достижению сложных (но не чересчур) целей усиливается. Это происходит потому, что необходимость выполнить сложную задачу привлекает внимание к оценке затрачиваемых усилий, мобилизует энергию и, таким образом, заставляет работать систему мотивации. Планирование же изменяет субъективное представление о затрачиваемых усилиях и, следовательно, влияет на уровень мотивации еще до того, как ты приступаешь к действиям.
С простыми целями все работает ровно наоборот: планирование уменьшает мотивацию, так как задача кажется слишком легкой и теряет важность. Например, в одном исследовании испытуемых просили увеличить ежемесячные сбережения на 75 (относительно легко) или на 150 (относительно сложно) долларов. При этом половина людей из каждой группы составляла план, а другая половина - нет. В результате оказалось, что планирование мотивировало людей откладывать на 150 долларов больше, но для 75 долларов эффект был обратный. Поэтому мы не пересматриваем записи прошедших конференций или бесплатных вебинаров, но охотнее садимся за большие пласты обучалок.
Мотивация - это еще не все.
Мы все часто представляем, какой замечательной станет наша жизнь, когда мы достигнем всех своих целей. Мозг радуется, активируются системы “награды” (в частности, префронтальная кора и ядра миндалины). Но почему-то дальше построения воздушных замков дело не идет.
И здесь может выручить как раз планирование! Методом фМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии) показано: если человек представляет конкретные этапы достижения цели и способы их реализации, то в работу включаются зоны мозга, связанные с решением проблем, когнитивным контролем и вниманием. В общем, все те, которые нужны для продуктивной работы. Вспомни разделения курсов на модули и блоки. Это тоже работает!
Итак, “домашняя работа” для #кубок_знаний_Хронологии.
Посмотри на свой список целей на обучение и определи:
Какие цели можно объединить друг с другом? Есть ли возможность закрыть их одной обучающей программой?
Какая из целей обучения требует пересмотра? Это может быть или простая цель, которую можно усилить, или сложная - её стоит упростить.
Выбрав цели, составь для них новый план. Ну как, уже хочется открыть тетрадь и приняться за дело?
А нужен ли план для обучения?
8 сентября 20228 сен 2022
19
2 мин