Найти тему
POSTBENUA

«Мы учимся всю жизнь» — стажеры Молодежной балетной программы Большого театра Владимир Киреев и Амира Анвар рассказали о своем пути на лучшу

Владимир Киреев и Амира Анвар были одними из тех, кто смог пройти отборочные туры и стать частью Молодежной балетной программы Большого театра. Это значит, что совсем скоро они могут осуществить свою главную мечту — присоединиться к труппе.

Молодежная балетная программа – масштабный и важный для отечественного искусства проект, который позволяет создать достойные условия для творческого развития молодых артистов из регионов России. Впервые Программа была запущена в декабре 2019 года при поддержке компании «Ингосстрах».

«Ингосстрах» и Большой театр сотрудничают уже много лет, а с 2019 года компания является генеральным спонсором театра. За годы успешной совместной деятельности партнерам удалось реализовать множество проектов, значимых для отечественной и мировой культуры, в том числе при личной поддержке промышленника и общественного деятеля Олега Дерипаска.

Мы встретились с участниками Программы в театре, чтобы обсудить их планы, надежды и достижения.

Как вы влюбились в балет и начали им заниматься?

Амира: В раннем возрасте я увидела балет «Баядерка» с Ульяной Лопаткиной в партии Никии. Постановка абсолютно потрясла меня, и я считаю, что именно этот спектакль поспособствовал тому, чтобы я начала свой путь в качестве артистки балета. Родители сочли, что это отличный выбор профессии для девочки, и в 7 лет я поступила на подготовительное отделение, а потом прошла отборочный тур на поступление. В ходе отбора ректор Московской академии хореографии Марина Константиновна Леонова остановила просмотр и спросила моего педагога — «А что это за красотулечка у вас?», после чего попросила меня еще несколько раз прыгнуть. Так я поступила и проучилась два года в Московской государственной академии хореографии. Позже мы с семьей переехали в Петербург, где я поступила в Вагановку уже вместе со своим братом. Вместе с ним я ее и окончила.

Володя: С самого раннего детства я любил слушать музыку и танцевать. Поэтому, когда пошёл в школу, начал посещать все музыкальные и танцевальные кружки. Руководитель кружка посоветовал родителям записать меня в музыкальную школу и я с большим удовольствием начал там заниматься. На одном из концертов я увидел, как выступали ребята хореографической студии. Мне очень понравилось их выступление и тогда я захотел заниматься  хореографией с ними. В то время мои педагоги видели во мне потенциал, поэтому посоветовали поехать в Киевское хореографическое училище, куда я поступил, но моей целью была Академия им. А.Я.Вагановой в Санкт-Петербурге.

Фото: Маруся Молодец
Фото: Маруся Молодец

Как в итоге сложилось начало твоей профессиональной карьеры?

Володя: Я начал заниматься балетом довольно поздно, поэтому не знал, смогу ли я наверстать пропущенные годы учебы. Мой педагог, который подготавливал меня к поступлению, сказал, что начинать нужно с лучшей Академии. Мама позвонила в Академию Русского Балета, где ей сказали дату просмотра. Я поступил и со временем уже понял окончательно, что это моя дорога, по которой я буду идти.

Пока я учился в Академии, я часто ходил в Мариинский, Михайловский театры, посещал спектакли Бориса Эйфмана. Мне нравились его спектакли.

Из-за того, что я окончил Академию в 2020 году, мои государственные экзамены выпали на время карантина: сначала сказали, что закроют Академию на две недели, но все растянулось на три месяца, и я уехал домой в Крым. За время вынужденного перерыва я серьезно вышел из формы и начал беспокоиться, что вовсе останусь без работы, так как хорошие предложения выпускники получают обычно во время итоговых экзаменов. А когда откроется Большой театр и будет ли там возможен просмотр, мне было неизвестно.

Однако, я получил предложение от Театра Эйфмана и приехал на просмотр, чтобы не упускать шанс поработать с этим гениальным хореографом. Правда, в процессе года работы я все-таки понял, что очень скучаю по классике и хочу добиться своей главной цели — служить в Большом театре. Так я стал искать возможности и наткнулся на Молодежную балетную программу, проводимую театром совместно с «Ингосстрахом». Она и помогла мне оказаться здесь.

Фото: Маруся Молодец
Фото: Маруся Молодец

Амира, а как ты узнала  о стажировке?

Амира: Я с детства мечтала попасть только в Большой театр. Во время обучения в Вагановке я много наблюдала за Большим, все мои мысли были сосредоточены только на нем. Так получилось, что после окончания Академии я увидела на сайте Большого объявление о том, что стартовал отбор в Молодежную балетную программу, организованную при поддержке компании «Ингосстрах». Вместе со мной в тот момент выпустился и мой брат, поэтому мы решили попробовать вместе пройти отбор. Одним из условий было отправить видеоматериал от 5 до 15 минут, что мы, собственно, и сделали. Долго ждать не пришлось — нам сразу же ответили и обоих пригласили на смотр в Программу.

Как шел отбор?

Амира: Помню свое первое появление в Большом, это было в июне. На просмотре было очень много людей, сам Махар Хасанович, много камер, фотографов. После окончания Академии это было очень ответственно, я чувствовала, как мне надо собраться и показать максимум. Комбинации нам давала балерина Мария Аллаш, очень трудные, но прекрасные. Все мы смогли показать свои лучшие качества. Знаете, ведь класс в Академии отличается от театрального класса очень сильно. Каждый год в Академии мы должны сдать экзамен и показать высокий уровень подготовки, поэтому большинство педагогов приходит к тому, чтобы начать готовиться к экзамену за несколько месяцев или даже за полгода. Фактически мы делаем одно и то же и это немного выбивает из формы. Поэтому отбор проходил довольно нервно из-за непривычных комбинаций. Но я все равно счастлива. Такой шанс бывает раз в жизни.

Фото: Маруся Молодец
Фото: Маруся Молодец

Помните как первый раз оказались под десятками взглядов?

Амира: Это очень страшно. Но одно из главных умений артиста балета — умение быстро собрать себя. В моем случае помогает выдох и мысль «Если не сейчас — то когда?». Я нахожусь в данном моменте и именно сейчас я должна показать то, чему меня научили, все мои способности. Я иду и работаю, на волнение у меня уже не остается времени. Потом постепенно привыкаешь ко взглядам и они даже помогают собраться. Когда на тебя смотрят, даже репетировать хочется усерднее.

Приходилось ли вам приводить в театр человека, который не любит балет? Какой спектакль вы выбрали?

Амира: Да. Я привела на «Щелкунчика». Моя тетя по папиной линии из Индии и никогда балета не видела. Когда я была маленькая, она прилетела из Индии в Петербург. Мне очень захотелось показать ей, чем я занимаюсь. Мы пришли на спектакль, она посмотрела некоторое время, повернулась ко мне и спросила: «Амира, неужели ты тоже будешь когда-нибудь так танцевать? Это так волшебно!».

Володя: Мне не приходилось. Вся моя семья очень любит балет, а если кто-то из моих знакомых не знает или не любит балет, то мне не очень хочется как-то настаивать. Но если человек никогда не смотрел балет, но хочет начать, я бы посоветовал ему «Лебединое озеро».

Фото: Маруся Молодец
Фото: Маруся Молодец

С кем из легендарных танцовщиков вы могли бы станцевать?

Володя: Я бы станцевал «Лебединое» с Улановой. Как раз недавно смотрел запись.

Амира: Плисецкая. Меня всегда подкупала ее харизма. Она всегда так легко выходила из каверзных ситуаций. Я бы вышла с ней на сцену в «Кармен».

Как проходит ваш день в театре сейчас?

Амира: В 10 утра у нас класс. Нам дали прекрасного педагога, Александра Аркадьевича Войтюка. Длится этот класс час, а после, по желанию, можно сходить еще на один, к другому педагогу. Если останутся силы.

Володя: Очень важно рассчитать свои силы на классы. Если чувствуешь, что на сегодня хватит, то лучше остановиться, иначе можно получить травму. К этому вопросу нужно подходить с умом. Но на самом классе нужно всегда выкладываться до последнего, в пол силы там работать нельзя. От этого зависит дальнейшая чистота исполнения спектакля. Мы ведь учимся всю жизнь.

Амира: Я часто беру себя в руки и говорю себе, что одного класса в день мало, если я хочу чего-то добиться и остаться здесь. Поэтому собираюсь и иду на класс Светланы Дзантемировны Адырхаевой. Обожаю ее — потрясающий педагог и дает потрясающие советы. Раньше после этого мы репетировали вариации, которые должны были показать на просмотре, но после показа вернулись к обычным штатным занятиям. Вечером мы ждем, пока освободятся залы, чтобы позаниматься самостоятельно. Когда мы только попали сюда, Махар Хасанович сразу сказал нам, что нужно оставаться по вечерам и работать над собой самостоятельно.

Какие партии вы хотели бы станцевать?

Амира: «Баядерка». Мой отец из Индии, так сложилось, что мне «Баядерка» ближе, чем другие спектакли. Восточная атмосфера, энергия… Я бы хотела видеть себя балериной именно в этом спектакле.

Володя: Я бы хотел станцевать Зигфрида из «Лебединого озера». Я вообще очень люблю музыку Чайковского, часто слушаю ее просто для себя. Если чувствую, что немного потух, слушаю «Лебединое озеро» и как будто восстанавливаюсь.

Как часто вне театра вы смотрите записи спектаклей и вообще находитесь в балетном инфополе?

Амира: Находясь здесь у нас есть возможность посещать спектакли. Мы показываем удостоверение стажера и нас пускают даже на прекрасные места, с которых идеально видно всю картину. В целом, всегда есть время и желание что-нибудь посмотреть, поэтому я в YouTube нахожу что-нибудь интересное. Смотрю русскую школу, но иногда хочется посмотреть, что там за рубежом.

Володя: Стараюсь по возможности и ходить в Большом на спектакли Новой и исторической сцены. И часто смотрю MEZZO, люблю Нидерландский театр и его современные постановки. Вообще люблю смотреть — это тоже опыт, можно что-то перенять.

Могли бы танцевать современную хореографию?

Володя: Это очень сложно. Я считаю, что ей нужно учить так же, как классической с раннего детства.

Амира: Но интересно. Когда начинаешь танцевать современную хореографию, в которой совершенно другие позы, думаешь «Боже, я же училась русскому балету, что я делаю?».

Володя: К нам на месяц в Академию приезжал педагог, который учил нас модерну, и мы даже сдавали экзамен. Это было потрясающе, но все равно «не то» — его модерн к балету не имеет никакого отношения, этому нужно учить отдельно и долго. Там себя нужно завернуть и построить совсем по-другому, не так, как нас учат. Там свои правила и своя техника. Но я открыт и к этому в дальнейшем. Хотя пока наша цель одна — попасть в труппу Большого театра.

Верю, что у вас получится. Спасибо!