У жанра фильмов ужасов есть свои звёзды. Как правило, это те, кто особо талантливо изображает каких-либо монстров. И одним из первых «монстро-знаменитостей», наравне с Борисом Карлоффом и Лоном Чейни стал приехавший в Голливуд из Австро-Венгрии Бела Ференц Дежо Бласко, который для краткости стал зваться Бела Лугоши. Он стал первым и самым знаменитым исполнителем роли графа Дракулы, снявшись в экранизации романа Брэма Стокера 1931-го года. Актёру тогда было под 50 лет. И последующие десятилетия он не раз возвращался к образу вампира, который прилип к нему намертво.
Впрочем, за свою карьеру Бела Лугоши переиграл немало и других антигероев ранних ужастиков — всяческих маньяков, безумных учёных и прочих «милых» существ. И самое интересное, что делал он это даже в комедиях, которых в его обширной фильмографии тоже было превеликое множество. Вот только 5 из них.
«Ты выяснишь» / You'll Find Out (1940)
Самый первый представитель редкого направления — комедийный мюзикл ужасов. Правда, Бела Лугоши здесь не поёт и даже не танцует. Его напарникам, двум другим иконам жанра ужасов Борису Карлоффу и Питеру Лорре тоже не пришлось. Они играют троицу мошенников, которые дурят владелицу большого поместья историями про контакты с призраками. Когда в замок прибывает молодая племянница старушки в сопровождении друзей и популярного оркестра Кэя Кайзера, преступная троица пытается отправить девушку на тот свет, чтобы не путалась под ногами. Ну, а концовка фильма наверняка вызовет у вас в памяти комедию Гайдая «Пёс Барбос и необычайный кросс».
«Чёрный кот» / Black Cat (1941)
Некоторые справочники ошибочно причисляют этот фильм к экранизациям известного рассказа Эдгара Аллана По. Немудрено, ведь Бела Лугоши действительно снимался и в экранизации, вот только — в 1934-м году. А фильм 41-го не имеет к По никакого отношения, хотя и носит то же название. По жанру это классический детектив в духе книг Агаты Кристи. Но — с большим уклоном в комедию. Лугоши в этом «Чёрном коте» сыграл садовника в поместье богатой старухи-кошатницы. Когда старушка умирает по неестественным причинам, подозрение падает именно на садовника — очень уж у него зловещая физиономия.
«Зомби на Бродвее» / Zombies on Broadway (1945)
Бела Лугоши в роли очередного безумного учёного трудится на экзотическом острове над созданием армии послушных зомби. И подчинять своей воле случайно подвернувшихся туристов у него уже получается, а вот сохранять их в состоянии зомби хоть сколько-нибудь продолжительное время — не очень. Но зомбодел надеется добиться успеха при помощи сыворотки, контрабандой доставленной из Нью-Йорка. И испытать он её собирается на двух дельцах от шоу-бизнеса, которые приехали на остров за зомби, чтобы устроить бродвейское шоу с участием «живого мертвеца».
«Гении за работой» / Genius At Work (1946)
В этой детективной комедии Лугоши играет не главного злодея, а приспешника некоего преступного гения, скрывающегося под кличкой Кобра. На пару они похищают влиятельных людей, требуя за них выкуп. Получив деньги, заложников не возвращают, а умерщвляют различными экзотическими способами. Полиция никак не может раскрыть тайну истиной личности Кобры и даже схем его хитроумных преступлений понять не может. Гораздо больше в этом преуспевает молодая сценаристка, которая пишет для радиопостановок инсценировки вылазок Кобры, и два неуклюжих актёра, эти постановки озвучивающие. Догадки этой троицы настолько точны, что Кобра вместе с помощником втирается в доверие девушки, боясь разоблачения.
«Бела Лугоши встречает бруклинскую гориллу» / Bela Lugosi Meets a Brooklyn Gorilla (1952)
Молодые конферансье и певец из Нью-Йорка по собственной глупости попадают на экзотический остров (выпали из самолёта, когда пролетали над этим клочком суши). Узнав, что на острове живёт учёный доктор Забор, друзья обращаются к нему за помощью. Они надеются, что Забор вернёт их к цивилизации, но Бела Лугаши в этой роли пародирует сыгранного им ранее доктора Моро в первой экранизации фантастического романа Герберта Уэллса, а потому на двух соотечественников строит другие планы: они должны стать для него «морскими свинками» в экспериментах с эволюцией.
«Матушка Райли встречает вампира» / Mother Riley Meets the Vampire (1952)
В этой дурашливой комедии, завершающей целый 15-серийный цикл о беспокойной старушке, Бела Лугоши смешивает оба амплуа, играя вампира, который занимается безумной наукой — разрабатывает роботов и мощное оружие, при помощи которых собирается завоевать мир. При этом вампир «забывает» кусать кого-либо за шею, лишь на словах расписывая, какой он жуткий кровопийца. И в этом нет ничего удивительного, ведь в сценарии изначально не было никакого вампира. Но когда приехавший с гастролями в Англию Лугоши оказался вдруг без гроша, ему предложили заработать на обратный билет участием в этом фильме. После полученного от актёра согласия, сценарий на скорую руку переписали, добавив безумному учёному «словесный вампиризм», чтобы поэксплуатировать самый известный образ Лугоши.