Найти в Дзене
Строительный мир

Строительство самого длинного подводного газопровода в мире начнется в 2023-м. Россия проявляет интерес к проекту

Оглавление

В ближайшем будущем самый длинный подводный газопровод в мире, по которому голубое топливо будет поставляться и в страны Европы, должен соединить Марокко и Нигерию. Его пропускная способность составит 30 млрд куб. м в год.

© pxhere.com
© pxhere.com

К строительству объекта вдоль западного побережья Африки протяженностью около 5,6 тыс. км планируется приступить уже в следующем году (ориентировочно не позже весны). Ввод в эксплуатацию намечен на 2046 год. На данный момент открытым остается вопрос финансирования. Стоимость реализации проекта оценивается в $25 млрд.

Министр энергетики Нигерии: Россия очень хочет инвестировать в проект

О проекте Nigeria Morocco Gas Pipeline говорят давно, однако лишь в последнее время наблюдаются реальные подвижки. В 2016-м государства-участницы в очередной раз обсудили инициативу, а через два года Абуджа и Рабат подписали соглашение о партнерстве.

Помимо денежной темы, открытым остается и вопрос относительно маршрута трубопровода. Скорее всего большая его часть пройдет по дну Атлантического океана, хотя Марокко настаивает на трассировке через пустыню Сахара. Сегодня из Нигерии газопровод через Гвинейский залив идет до Ганы. Именно он и должен стать частью будущего сооружения.

Примечательно, что хотя проект направлен в частности на снижение зависимости Европы от российского газа, Москва заинтересована в кампании и может выступить в качестве одного из инвесторов. Как отмечают наблюдатели, это обусловлено целым рядом факторов, включая борьбу за влияние в Африке и минимизацию ущерба из-за введенных санкций.

Что касается первого, то на континенте, действительно, стараются балансировать, расширяя список мировых партнеров. Связано это в том числе с серьезной активностью Китая, чему на Черном континенте рады не все, по крайней мере мириться с единоличным влиянием Пекина и попадать под его полную финансовую зависимость некоторые страны не готовы. В апреле этого года председатель нигерийской диаспоры в России Увем Сампсон сетовал на то, что Москва сегодня присутствует в Африке не на том уровне и ей необходимо укреплять свои позиции на континенте.

© Construction Review Online / constructionreviewonline.com (Слева зеленым – Nigeria Morocco Gas Pipeline. Также указан примерный маршрут Транс-Сахарского газопровода, еще одного актуального проекта)
© Construction Review Online / constructionreviewonline.com (Слева зеленым – Nigeria Morocco Gas Pipeline. Также указан примерный маршрут Транс-Сахарского газопровода, еще одного актуального проекта)

Правда, что касается проекта газопровода, то, разумеется, Европа приложит все усилия, чтобы исключить участие России. Примечательно, что Москва по этому поводу не высказывалась в принципе. Об интересе к нигерийско-марокканской инициативе рассказали в Абудже. В частности, в мае 2022-го министр энергетики Нигерии Чиф Тимпире Сильва сообщил, что представители России встречались с ним и «очень хотят инвестировать». В то же время он заметил, что желающих в этом отношении много.

Известно, что инициативу финансово поддерживает Фонд международного развития ОПЕК, вложивший порядка $14 млн в рамках очередного этапа предварительных исследований. Данная Международная межправительственная организация по всей видимости частично проинвестирует и дальнейшие работы. Кто еще войдет в число финансовых партнеров и будет ли среди них России — покажет время, причем уже совсем скоро.

Нигерия делает ставку на газ

Нигерия занимает первое место на континенте и входит в TOP-10 стран мира по запасам природного газа — свыше 5,5 трлн куб. м (добыча — около 50 млрд куб. м). Возглавляет рейтинг Россия — около 50 трлн куб. м. До 2030 года африканское государство планирует перевести экономику страны на газ, став одним из крупнейших его потребителей. Пока ископаемое топливо идет в основном на экспорт.

Летом 2021-го сообщалось, что Нигерия намерена конкурировать с Москвой на европейском рынке, реализовав проект по прямым поставкам газа. Сегодня страна в этом направлении транспортирует его в виде СПГ. В 2022-м в ЕС заявили о планах увеличить объемы импорта сжиженного топлива из Нигерии.

Помимо трубопровода «Нигерия – Марокко» актуален и другой аналогичный проект, предполагающий строительство магистрали до Алжира (который соединен с Италией Транс-Средиземноморским МГП) через территорию Нигера — так называемый Транс-Сахарский газопровод (4,4 тыс. км). В конце июля 2022-го стороны подписали меморандум о взаимопонимании.

© Sémhur /  Wikimedia Commons  /  CC-BY-SA-3.0 (Красным – Транс-Сахарский газопровод. На карте также обозначен газопровод "Магриб-Европа" (желтым), запущенный в 1996-м и остановленный в 2021-м после разрыва дипломатических отношений между Алжиром и Марокко в августе 2021-го. Сегодня Алжир поставляет "голубое топливо" в Испанию по  Medgaz (синим), введенный в 2010-м и расширенный в 2021 г. Оранжевым обозначен так и не построенный газопровод Galsi – соглашение по нему Италия и Алжир подписали в 2007-м, однако проект до сих пор не реализован. Фиолетовым – Транс-Средиземноморским МГП, первую очередь которого ввели в начале 1980-х. Зеленым – "Гринстрим", запущенный в 2004 г.)
© Sémhur / Wikimedia Commons / CC-BY-SA-3.0 (Красным – Транс-Сахарский газопровод. На карте также обозначен газопровод "Магриб-Европа" (желтым), запущенный в 1996-м и остановленный в 2021-м после разрыва дипломатических отношений между Алжиром и Марокко в августе 2021-го. Сегодня Алжир поставляет "голубое топливо" в Испанию по Medgaz (синим), введенный в 2010-м и расширенный в 2021 г. Оранжевым обозначен так и не построенный газопровод Galsi – соглашение по нему Италия и Алжир подписали в 2007-м, однако проект до сих пор не реализован. Фиолетовым – Транс-Средиземноморским МГП, первую очередь которого ввели в начале 1980-х. Зеленым – "Гринстрим", запущенный в 2004 г.)

Причем происходит это не в первый раз. Предварительные договоренности были достигнуты еще в 2009-м. Но идея из-за ее дороговизны, а также нестабильной обстановки в регионе осталась нереализованной. Сегодня к ней вернулись на фоне мировых событий и стремления Европы увеличить поставки с соседнего континента. Стоимость проекта оценивается примерно в $15 млрд.

Россия и Монголия приступили к проектированию газопровода в Китай
Строительный мир11 марта 2022