Конечно, 6.4 по 10-балльной шкале (именно так сейчас на IMDb) — не бог весть, какая оценка. Но с учётом того, что от свеженького триллера «Вышка» (в оригинале — «Падение», «Fall») никто вообще ничего хорошего не ждал, и такая оценка, и повышенный интерес со стороны зрителей, и доброжелательные отзывы критиков, результат очень даже радостный. Но заслуженный ли?
Идея снять кино про то, как две храбрые девицы карабкаются на высоченную телевизионную вышку, только с первого взгляда может показаться удачной. На самом-то деле, в вертикально торчащем объекте нет ничего кинематографичного. Его даже чисто операторски очень сложно снимать так, чтобы вышка не выглядела на экране скучным штырём посреди пустоты (чем она, по сути, является). В своё время Ренни Харлину пришлось поломать голову, как в «Скалолазе» разработать приёмы «вертикальных» ракурсов. Но там-то — скалы, в «Вышке» нет даже их разнообразия (вообще-то, есть, но только первые 5 минут).
С другой стороны, карабканье вверх двух человек довольно непросто наполнить драматическими моментами. Ну, переругиваются друг с другом по пути. Ну, срываются периодически. Было бы их хотя бы не двое, можно было хотя бы эти срывания заканчивать эпичным «ба-бахом» об землю. Но, поскольку героини всего две, ими так просто не пораскидываешься.
Так что, ограничив себя количеством персонажей и концепцией «весь фильм героини сидят на вертикальной трубе», авторы «Вышки» поставили для самих себя невероятно трудную задачу. И, надо сказать, справились с ней максимально хорошо.
Прежде всего, «Вышка» потрясающе снята. Даже понимая, что «всё это не взаправду», головокружение невозможно унять на протяжение всего фильма. «Боязнь высоты» умело формируется в зрителе и операторскими, и режиссёрскими приёмами. Нам с самого начала показывают, какую хрупкую, обветшалую конструкцию собираются покорить героини: стальные провода гудят, болтики расшатываются, лестницы жутковато скрипят под ногами. Режиссёр средней руки Скотт Манн, прежде снимавший крепенькие второсортные боевички тут сам поднялся на новую для себя профессиональную высоту.
Драматургически тоже сработали на славу. Сценарий писал сам Манн в традиционном для себя соавторстве с Джонатаном Франком и сумел наполнить его действительно разнообразными ситуациями, а не только бесконечными «ой, у неё рука сорвалась!» и «ой, ступенька подломилась». Постоянного переругивания между героинями (а это само собой напрашивается) сценаристы постарались избежать. Наоборот, девицы оказались очень верными и трепетными подругами, которые до последнего поддерживают друг друга и в моральном, и в физическом плане. Конфликты между ними не так примитивны, а строятся на недомолвках, на сокрытии одной тайны, на сдержанной ревности, а не на примитивной ругани.
Ну, и сценарий поддержан актёрски двумя молодыми актрисами. Конечно, брюнеточку Грэйс Кэролайн Карри («Шазам!») и блондиночку Вирджинию Гарднер («Хэллоуин» 2018-го года) новыми мэрилстрип не назвать, но с задачами, поставленными в «Вышке,» справляются: ползают по отвесным поверхностям лихо и убедительно взвизгивают, когда что-то идёт не так. Разговорные сцены какими-то высотами лицедейства не расцвечивают, но и зевоте не дают возникнуть. И вообще, оказываются достаточно симпатичными, чтобы взвизгивать захотелось вместе с ними (ну, правда, страшно за героинь во время просмотра).
Так, почему же при таком обилии плюсов оценка у фильма не 8 или хотя бы 7? Ну, хотя бы потому, что неправдоподобных натяжек в «Вышке» хватает. В моменты, когда одна девица с легкостью держит другую над пропастью за руку, да ещё шутит при этом, реалистичность фильма резко проседает. К счастью, таких моментов не очень много, к тому же себя можно убедить тем, что «девочки же опытные экстрималки, вот и накачались за многочисленные восхождения».
Гораздо большая проблема «Падения/ Вышки» — смазанная концовка. Припасённые «твисты» оказываются либо предсказуемыми, либо не слишком оправданными. Градус сентиментальности начинает слегка зашкаливать, а когда все головокружительные сцены остаются позади, накал стремительно падает и становится «нулевым» задолго до финальных титров.
Но всё равно, «Вышка» — кино удачное и точно из разряда «must see» для тех, кто любит пощекотать себе нервы ужасающими высотами, но сам взбираться на высоту опасается.