Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Антисуицидальный контракт. Гуманистическая и экзистенциальная сторона. Часть 1. Введение.

Антисуицидальный контракт введен в практику с 1973 года. Практиковать его начали транзактные аналитики в США. Довольно скоро он вышел за рамки транзактного анализа и использовать его начали специалисты практически всех методов психотерапии. Он прочно вошел в инструментарий специалистов многих. Споры о его полезности происходят до сих пор. У него есть как ярые сторонники, так и противники. Хочется рассказать о некоторых его неявных оттенках и экзистенциальных следствиях. Так или иначе описанное мной скорее применимо к относительной норме хотя, обращаясь к такой теме сложно описать, что есть эта самая норма. Кто-то скажет, что ставить свою жизнь под вопрос уже явная болезнь. Некто другой скажет, что это необходимая часть осмысления себя и своей жизни, осознанность выбора жизни необходима. И выбор позиции здесь исходит намой взгляд скорее из морали, того кто оценивает. То есть норма есть результат акта морализирования человека или поступка. Я сознательно оставляю настолько расплывчатое понятие нормы. Что бы было ясно, что норма это то, что человек считает/оценивает нормой. Это не более чем суждение. Мне чтобы провести анализ, придется несколько отстранится от морали и норм. В прочем сказать, что я от ее могу быть свободен от них — значит солгать.

С одной стороны антисуицидальный контракт выглядит достаточно заманчивой затеей при работе с клиентами склонными крайним вариантом аутоагрессии. По своей сути он должен защитить прежде всего клиента от неоправданных действий и позволить психологу начать работу с эмоциональным состоянием и суицидальными тенденциями. Клиент обязуется не совершать никаких суицидальных действий на время работы с психологом. Контракт должен по своей задумке давать гарантированное пространство для работы с клиентом. И в этом, пожалуй, его суть.

Задумка выглядит здраво, так в теории обеспечивает безопасность клиенту и психологу. Однако, клиент тем не менее может совершить над собой все что вздумается, письменное обязательство не делает это физически невозможным к исполнению. Тем более, что завершенная попытка предполагает, что отвечать ему за свои действия уже не придется. Об ответственности перед психологом можно и не говорить, человеку которому не переносимо собственное существование уже как правило не до других. Да тут возможны исключения в виде заостренных черт и акцентуаций характера, которые могут ввести исполнительность на первый план. Это частности и особые случаи, но в прочем они все же существуют. По этому отбросить их я права все же не имею.

Часть 2
https://www.b17.ru/article/anticontract1/

Автор: Игорь Ильин