"Металлургические заводы, питающие заводы Европы, находятся в экзистенциальном кризисе" - статья с таким заголовком вышла в воскресный день в Bloomberg. Пару дней назад ПАО Газпром объявил об остановке прокачки газа и самое время подумать, что может произойти в ближайшее время здесь и там, в том случае, если эта прокачка так и не будет восстановлена.
В алюминиевой промышленности закрытие плавильного завода является мучительным решением. После того, как электричество будет отключено и производственные «горшки» вернутся к комнатной температуре, могут потребоваться многие месяцы и десятки миллионов долларов, чтобы вернуть их в рабочее состояние. Тем не менее, Norsk Hydro ASA готовится в этом месяце сделать именно это на огромном заводе в Словакии. И это не единственный случай: производство алюминия в Европе упало до самого низкого уровня с 1970-х годов, и инсайдеры отрасли говорят, что эскалация энергетического кризиса угрожает исчезновением значительных участков производства алюминия в регионе.
Объяснение кроется в прозвище алюминия: «застывшее электричество». Металл, используемый в огромном количестве продуктов, от автомобильных рам и банок для газировки до баллистических ракет. В строительстве, транспорте, энергетике, машиностроении, промышленности, ТНП, производстве фольги и тд.
Производится путем нагревания сырья до его расплавления, а затем пропускания электрического тока через котел, что делает его чрезвычайно энергоемким.
Для производства одной тонны алюминия требуется около 15 мегаватт-часов электроэнергии, что достаточно для питания пяти домов в течение года.
По мере падения производства сотни производителей, изготавливающих из металла детали для автомобилей или самолетов, все больше зависят от импорта, который может стать дороже. Теперь многие покупатели вынужденно стараются избегать поставок металла из России, одного из крупнейших поставщиков в Европу.
"История доказала: когда алюминиевые заводы останавливаются - они уже не возвращаются", — сказал Марк Хансен, исполнительный директор компании Concord Resources Ltd, занимающейся торговлей металлами.
Проблемы алюминиевого сектора представляют собой яркий пример того, что происходит в энергоемких отраслях Европы: по всему континенту производители удобрений, цементные заводы, сталелитейные заводы и заводы по выплавке цинка также закрываются, вместо того чтобы платить за газ и электричество по заоблачным ценам.
По последним рыночным ценам, годовой счет за электроэнергию для плавильного завода Slovalco составит около двух миллиардов евро, по словам главного исполнительного директора Милана Весели. Slovalco решила законсервировать завод из-за сочетания растущих цен на энергоносители и отсутствия компенсации за выбросы, которая доступна плавильным заводам в других странах. Перезапуск завода, который может занять до года, будет возможен только благодаря сочетанию более дешевой электроэнергии, резкого роста цен на алюминий и дополнительной государственной поддержки, сказал Весели в интервью на этой неделе.
«Это настоящий экзистенциальный кризис», — сказал Пол Восс, генеральный директор компании European Aluminium, представляющей крупнейших производителей и переработчиков в регионе. «Нам действительно нужно кое-что разобрать довольно быстро, иначе уже нечего будет исправлять».
Растущая стоимость энергии может привести к тому, что производителям придется столкнуться со все более значительной премией по сравнению с преобладающими мировыми ценами для обеспечения поставок, что еще больше ударит по конкурентоспособности Европы на мировом рынке. индустриальная экономика.
Производители других металлов, таких как цинк и медь, также сильно страдают, но огромное количество энергии, необходимой для производства алюминия, сделало этот сектор особенно убыточным.
По подсчетам Bloomberg, в Германии электроэнергия, необходимая для производства тонны алюминия, стоила бы на спотовом рынке примерно 4200 долларов в пятницу после того.
Цена фьючерсов на Лондонской бирже металлов в пятницу составляла около 2300 долларов за тонну.
«Всякий раз, когда мы сталкиваемся со спадом экономического роста и рентабельность металлургических заводов оказывается под давлением, мы видим, как европейские металлургические заводы закрывают приличную часть мощностей», — сказал Удай Патель, старший менеджер по исследованиям в Wood Mackenzie. «Когда ситуация улучшается, некоторые плавильные заводы уже не возвращаются к работе».
По оценкам Wood Mackenzie, Европа уже потеряла около 1 млн тонн своих ежегодных мощностей по производству алюминия, и Пател сказал, что он ожидает, что около 25% этого объема может быть сокращено навсегда. По оценке Wood Mackenzie, еще 500 000 тонн «крайне уязвимы» для закрытия.
Сокращения мало повлияли на цены на алюминий, которые упали более чем на 40% с пика в марте, поскольку трейдеры готовятся к глобальному падению спроса, которое может быть еще более серьезным.
Но в то время как производственные потери в Европе составляют около 1,5% мирового предложения, они оставят потребителей в Европе все более зависимыми от импорта, который будет более дорогим. Европейские производители уже платят огромные сборы за доставку алюминия в местные порты, и дальнейшее увеличение может сделать их все более неконкурентоспособными по сравнению с аналогами в Азии и США.
Энергетический кризис также быстро распространяется по цепочке поставок к компаниям, которые покупают алюминий у плавильных заводов и перерабатывают его в специальные продукты, используемые во всем, от автомобилей до упаковки пищевых продуктов.
«Сокращение металлургических заводов — это только верхушка айсберга, потому что у вас также есть вторичные игроки, которые покупают первоклассный металл и превращают его в продукты для использования в таких секторах, как банки для напитков и автомобили», — сказал Мишель Ван Хой, старший партнер McKinsey & Co. Эти компании, как правило, наблюдают десятикратное увеличение своих счетов за электроэнергию и «не смогут полностью переложить эти расходы без определенного снижения спроса или импортозамещения».
Весели, работающий в компании Slovalco с 1989 года, надеется, что завод сможет снова открыться после падения цен на энергоносители, но признает риск того, что он может оставаться в нерабочем состоянии в течение многих лет.
«Что-то должно быть сделано, если мы не хотим уничтожить европейское производство алюминия», - сказал он. «Если Европа рассматривает алюминий как стратегический металл, то алюминиевые заводы должны иметь гарантированные цены на электроэнергию».
Таким образом энергетический кризис в ЕС способен похоронить практически всю промышленность, которая сегодня является локомотивом экономики.
При этом правительства стран стоят перед сложным выбором. Сохранить комфорт в домах или сохранить производство? Выбор без выбора, ведь в случае потери работы даже имея доступ к электроэнергии дома владельцы просто не смогут её оплачивать.
Что это означает для России?
Россия занимает седьмое место среди стран, которые занимаются добычей алюминиевой руды. Всего на территории России около 50 месторождений, часть из которых ещё не освоены. Порядка 70% расположены в европейской части.
Что касается производства АМг (алюминиевого сплава), то по этому показателю Россия занимает третье место, уступая Индии и Китаю. Крупнейшим производителем является компания Русал, Олега Дерипаски. Главное предприятие Русала - "Красноярский алюминиевый завод". Кроме него в стране работает ещё около двух десятков плавильных заводов разного объёма.
В текущий момент цены на алюминий снижаются. Это связано с пессимистичными прогнозами на спрос готовой продукции. Ситуация на европейском рынке оказывает влияние на «погоду в целом».
Однако стоит понимать и грядущее перестроение рынка. Даже, если цены на энергоносители в ЕС удастся стабилизировать, они уже не вернутся к прежним значениям. В нынешних условиях выпускаемая продукция там теряет свою рентабельность.
Ключевые преимущества России здесь: наличие руды и доступной для переработки энергии.
В то время, как в ЕС вынуждены импортировать всё от первичного материала, до энергоресурсов для выработки энергии. В России таких проблем нет.
Снижение цен на алюминий может способствовать и более доступным ценам на конечную продукцию. Проще говоря, в текущей ситуации самое время инвестировать в производства готовой продукции. Для последующей реализации, как внутри страны, так и за её пределами. И, конечно, этот процесс не может быть быстрым. Готовя к публикации этот материал я пообщался с владельцем крупного предприятия, выпускающего готовую продукцию из алюминия в Ленинградской области. По его мнению заметный рост стоит ожидать через 2-3 года.
Дмитрий Матвеев || DM_812
vk.com/dm_812
#производство #промышленность #алюминий #русал #амг #европа #кризис #россия #предприятие #экономика