Многочисленные вестерны, книги и фильмы о гражданской войне в Америке почему-то обходят вниманием события, разыгравшиеся в 1842 году на, так называемой, Индейской территории.
Как появилась сама Индейская территория.
Незадолго до этих событий, правительство США приняло решение депортировать несколько индейских племен на малоосвоенную территорию за Миссисипи, а их земли отдать белым переселенцами. Так появились почти неподконтрольные Соединенным штатам, своего рода, индейские «государства» со своими органами власти, судами и правоохранительными органами. Чероки, крики, чокто, чикасо и присоседившиеся к ним позже флоридские семинолы начали осваивать новые земли и новые способы хозяйствования. Впрочем, это продолжалось не очень долго, в конце концов, и эти земли стали объектом притязаний белых переселенцев, и лишенная прежнего статуса, Индейская территория вошла в штат Оклахома.
Черные рабы у индейцев
Тому, кто знает историю США только из фильмов, покажется невероятным, но среди индейцев были такие же рабовладельцы, как и среди белых. Только в племени чероки было 4600 черных рабов. Это при том, что самих чероки было не более 20 000 человек.
И эксплуатация труда черных невольников чероками, криками, чокто и чикасо ничуть не отличалась от их эксплуатации белыми плантаторами. Хотя стоит сделать оговорку, что большинство рабовладельцев в этих племенах были все-же метисами – потомками белых и индейцев.
Черные рабы семинолов
У семинолов так же были свои негры – около 500 человек. Статус их не был определен законами США. Еще во время своего героического сопротивления колонизаторам во Флориде (об этом есть у Майн Рида роман «Оцеола - вождь семинолов»), это племя принимало у себя беглых рабов, давая им приют и защиту. Более того, еще со времен испанского владычества, беглые рабы создали во Флориде своего рода свободные общины, со своими вождями и земельными угодьями. С семинолами у них были скорее отношения младших партнеров, чем рабство. Когда правительство США приняло решение о переселении семинолов, эти общины поддержали наиболее воинственную часть племени с вождем Оцеолой, и вместе с индейцами начали вооруженное сопротивление. Они так и остались во Флориде вместе с легендарным предводителем восстания Оцеолой (черных семинолов можно там встретить и сегодня )
Но большая часть семинолов вместе с черными вассалами все же переселилась на Индейскую территорию. Естественно, отношение семинолов к черным рабам отличалось от других. По сути, это было не рабство, а полузависимое положение – с выплатой части урожая и приплода скота. Черные имели почти все права других членов племени, вплоть до права носить оружие. Многие из них занимали высокое положение в иерархии племени, нередки были смешанные браки.
Восстание
Когда семинолы начали прибывать на Индейскую территорию, то на других индейцев и их рабов это произвело сильное впечатление. Они увидели одетых как индейцы, уверенных в себе негров, к тому же вооруженных винтовками. Они, скорее, были похожи на черных индейцев. Это не понравилось индейцам-чероки, которые считали, что семинолы плохо повлияют на их рабов.
Тем более, что первоначально их поселили рядом, и рабы с плантаций могли общаться с «черными семинолами». Это послужило причиной обвинений и жалоб в адрес семинолов со стороны чероки.
Трудно сказать, послужило ли это соседство главной причиной дальнейших событий, но 14 ноября 1842 года 25 человек с разных плантаций заперли своих хозяев и надсмотрщиков в домах и напали на лавку местного торговца. Набрав провиант, захватив оружие, лошадей и мулов, группа двинулась в сторону Мексики (там рабство было запрещено).
На территории племени криков к ним присоединилось еще 15 рабов и отряд общей численностью 40 человек продолжил путь в Мексику.
В отряде было много женщин и детей, что замедляло его движение. Поэтому на территории племени чокто их нагнала погоня чероки. Рабы заняли оборону и два дня отстреливались. В бою погибло двое беглых рабов, 12 сдались, но остальным, убив несколько чероки, удалось уйти.
Следуя дальше, остатки группы наткнулись на неких Эдвардса и Уилсона (последний был индейцем из племени делаваров). Он вели пойманных беглых рабов – одного мужчину, двух женщин и пятерых детей. Оба были убиты, а рабы освобождены и присоединились к группе.
Тем временем у чероки этот побег вызвал большой резонанс. Совет племени принял решение направить в погоню за беглыми отряд воинов в 100 человек под командой капитана местной милиции чероки Джона Дрю. Решение совета одобрил вождь чероки Джон Росс.
Джон Дрю с вооруженным отрядом в 87 человек выступил 21 ноября и через пять дней нагнал беглецов недалеко от реки Южная Ред-Ривер (приток Миссисипи).
Измученные голодом и лишениями они сдались практически без сопротивления. Группа в 31 человек, попала в руки индейцев (спаслись только двое мужчин, которые в это время были на охоте).
Рабов привезли в Уэбберс-Фоллс, началось расследование, которое продолжалось до декабря.
8 декабря 1842 года Национальный совет чероки принял решение: 5 человек повесить за убийство, остальных вернуть хозяевам.
Подозревая в организации побега «черных семинолов» и освобожденных рабов, совет принял решение, что все освобожденные рабы, (если они не освобождены самими чероки) должны до 1 января 1843 года покинуть территорию племени.
Чуть позже и семинолы переселились с территории чероки, однако было ли это связано с их отношением к черным рабам сказать сложно.
Побеги черных рабов с Индейской территории продолжались вплоть до отмены рабства. Аболиционисты даже создали здесь ветку «подземной железной дороги», по которой беглецов переправляли в свободный Канзас.
В войне Севера и Юга
Понятно, почему в гражданской войне Севера и рабовладельческого Юга, большинство племен Индейской территории выступило на стороне конфедератов.
Последним, сложившим оружие генералом армии южан был бригадный генерал Стэнд Уэйти, индеец-чероки, командовавший легкой индейской кавалерией Конфедерации.
Участие в войне на стороне Юга лишило индейцев не только рабов, но и земель, которыми они владели прежде. Единственное исключение было сделано для племени сиу – осейджей. Они с самого начала поддержали северян, и им позволили продать свои земли в Канзасе и переселиться на сузившуюся в очередной раз Индейскую территорию.
А в 1907 году и эти остатки индейской земли вошли в состав штата Оклахома.