Найти тему
Производства России

«Бэлла-1» – самолет, способный сесть где угодно. Почему его производство поставлено на паузу?

Оглавление

Совсем недавно в России канул в лету перспективный летательный аппарат «Бэлла-1». Причиной тому стали 90-е, которые привели к нехватке финансирования. Теперь же появилась информация, что благодаря инвестору проект может снова возродиться.

Экономия как двигатель прогресса

В конце 80-х годов в СССР появилась нужда в создании совершенного нового безаэродромного легкого самолета, который не нуждался бы во взлетно-посадочных полосах (ВПП).

В тот период советское руководство подсчитало расходы на амортизацию всех ВПП, располагавшихся в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Выяснилось, что эксплуатация аэродромов в тех регионах значительно превышала расходы на эксплуатацию летательных машин. В итоге была поставлена цель – создать уникальный легкий самолет, способный совершать взлетно-посадочные действия на любой относительно ровной поверхности.

Работа кипела, и в 1994 году авиаконструкторы собрали первый опытный образец многоцелевого самолета «Бэлла-1». Последующие два года прошли под эгидой многочисленных стендовых испытаний, и в 1996 году самолет впервые поднялся в небо. «Бэлла-1» оправдал ожидания разработчиков и безукоризненно совершал взлетно-посадочные действия.

Летно-технические характеристики

«Бэлла-1» создан по типу компоновки «летающее крыло». Его длина – 10 метров. Размах крыла – 11 м. Помимо этого:

  • Оснащен двумя маршевыми двигателями мощностью 210 л. с. каждый и одним подъемным мощностью в 110 л. с.
  • Максимальная крейсерская скорость – 250 км/ч, минимальная – 30 км/ч.
  • Дальность полета – 3 тыс. км, высота полета – до 3 км.
  • Корпус выполнен из композитных материалов, поэтому самолет имеет малую массу – 1400 кг.

Несмотря на небольшой вес, самолет может брать до 600 кг нагрузки или 5-6 пассажиров. Но это не все достоинства самолета. Особое преимущество в том, что «Бэлла-1» потребляет меньше топлива, чем легендарный «Кукурузник».

Универсальность ВПУ

Замена взлетно-посадочного устройства на многоцелевых самолетах – задача не из простых. Во-первых, это энергозатратный процесс. Во-вторых, перед вылетом сложно предугадать, куда и на какую поверхность придется садиться.

Поэтому ключевым преимуществом «Бэлла-1» является универсальное ВПУ. Оно состоит из воздушной подушки, глиссирующего механизма и колесно-лыжных опор. В едином комплексе они позволяют самолету совершать посадку куда угодно: на лед, снег, болото, водную гладь и на другие относительно ровные поверхности.

Когда взлет?

В перспективе «Бэлла-1» создавался для транспортного сообщения между отдаленными населенными пунктами, нужд МЧС, МВД, Минобороны, для геолого-разведывательных действий, патрулирования и т. д.

Достоверной информации о будущем «Бэллы-1» немного, но есть источники, которые сообщают, что в 2012 году с разработчиками самолета связался инвестор, крайне заинтересованный в развитии данного проекта. Эксперты утверждают, что такой самолет – новое слово в малой авиации страны.

Однако пока есть весомая преграда – у конструкторов не хватает денег, чтобы получить патент. Но это еще полбеды. Для того чтобы запустить опытную партию из 8-10 единиц летательных машин, нужно иметь статус сертифицированного авиационного предприятия. А это тоже деньги, и немалые. Так что пока проект находится в подвешенном состоянии. Наступит время – найдутся инвестиции, и «Бэлла-1» пойдет в серийное производство.