Найти тему
НУАР-NOIR

Если бы «Шестое чувство» было «Настоящим детективом»

-2

Мистический нуар «Отступление» (2014) совершенно ускользнул от внимания отечественного зрителя, что вызывает некоторую досаду, ибо проект в высшей мере интересный, хотя бы с точки зрения построения сюжета.

Впрочем, отчасти вина лежит на наших переводчиках, которые опять дали фильму прокатное название, никак не отвечающее его сути. Дело в том, что если исходить из фабулы, то английское слово Backtrack надо переводить как «возвращение»; в данном случае подразумевается и возвращение в город детства, и возвращение к шокирующим воспоминаниям, которые были запреты в сознании главного героя.

Выбор жанровых особенностей не был непреднамеренным, так как австралийский режиссер Майкл Петрони известен любителям загадочного и сумрачного кино картиной «Обряд» (2011), а также сериалами «Святой дозор» (2003) и «Хроники будущего» (2007). Хотя большинство о нём судят по третьей части «Хроник Нарнии» и «Воровке книг».

Вынесенное в название этого материала сравнение далеко не случайно. Перекличка с «Шестым чувством» очевидна, хотя в сюжете объект и субъект поменяли местами. Главный герой – психоаналитик, остро переживающий гибель дочери, и пытающийся найти утешение в помощи людям.

Но его клиенты (или как принято говорить в психиатрии «контакты») как на подбор страдают странным недугом - они полагают, что живут в неком прошлом. Отслеживая некоторые особенности их поведения, Питер Бауэрс приходит к пугающему выводу – все без исключения «гости» являются призраками.

Кадр из фильма «Отступление» (2014)
Кадр из фильма «Отступление» (2014)

Если в «Шестом чувстве» осознание призрачной природы и есть кульминация фильма, то в данном случае - это лишь предпосылка для развития сюжета. Подобное неприятное открытие - только завязка, заставляющая задаваться неприятными вопросами. В частности, что именно отвлекло главного героя и в итоге привело к трагедии в его жизни, так как он на некоторое время выпустил дочь из виду.

Кадр из фильма «Отступление» (2014)
Кадр из фильма «Отступление» (2014)

Психиатрические призраки тоже оказались отнюдь не спонтанными – все эти люди погибли в один день. А это уже выводит на новую проблему – иные подавленные воспоминания, которые отгонял от себя Питер. На этот раз кроющиеся в его детстве, когда он стал свидетелем крушения поезда.

Кадр из фильма «Отступление» (2014)
Кадр из фильма «Отступление» (2014)

Именно по этой причине он решил вернуться назад, в город юности. Чему активно способствует одна неупокоенная девочка, норовящая испугать психоаналитика при каждом удобном случае. БУУУУ!!! Можно было бы возмущенно спросить: чего привязалась то? Но Питер чувствует собственную вину.

Кадр из фильма «Отступление» (2014)
Кадр из фильма «Отступление» (2014)

И вот тут хочется сделать одно отступление и заявить о пользе изучения физики, чего явно не делали персонажи этой ленты. Ибо двое из них на полном серьезе полагают, что основанием аварии и гибели множества людей стали два велосипеда, оставленные на железнодорожных путях.

Кадр из фильма «Отступление» (2014)
Кадр из фильма «Отступление» (2014)

Конечно же, в итоге зритель узнает, что причина была иной. И дело вовсе не в покаянии главного героя. Оказывается, в подавленных воспоминаниях могут крыться иные ещё более шокирующие мысли, которые столь глубоко запрятаны, что до них кроме как с помощью настойчивых призраков не добраться.

Кадр из фильма «Отступление» (2014)
Кадр из фильма «Отступление» (2014)

А сокрытые в пластах времени тайны оказались настолько мрачными и шокирующими, что невольно вспоминается первый сезон «Настоящего детектива». И когда «тайное становится явным», делается понятно, почему персонаж Эдриана Броуди предпочел всё категорически «забыть»