Найти в Дзене
Эдуард Горб

Как Моисей узнал, что он еврей. То, чему меня научила Библия. Часть 26.

Как Моисей узнал, что он еврей? То, чему меня научила Библия. Часть 26.

Как Бог воспитывал для Себя и сотворённого Им мира самого великого вождя и духовного вдохновителя Его народа Моисея?

Первое – произвёл его по крови и плоти из евреев племени Левиина. В первые сорок лет дал ему царское воспитание и образование, взрастил в нём дух вождя, который верит в себя и в своё право считать себя и быть вождём. В результате такого воспитания Моисей, не надеясь на суд Божий, творит не благодарный самосуд над египтянином. Он же фактически внук фараона, а значит может себе позволить?! Бог его сразу же ставит на место и вторые сорок лет Моисей в бегах живёт в семье языческого жреца с женой язычницей и пасёт овец своего тестя до тех пор, пока не умер фараон, приказавший убить Моисея. Первый раз Моисея должны были убить сразу после рождения за то, что родился в Египте еврейским мальчиком в условиях, когда евреи размножились больше, чем это было приемлемо для фараона. Бог, наградив младенца необычайной красотой, действиями матери спас ему жизнь. Второй раз его должна была убить дочь фараона во исполнение его приказа «фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у Евреев сына бросайте в реку. Бог чувствами дочери фараона, которая «сжалилась над ним» и стала ему вместо палача приёмной матерью, второй раз оставил Моисея жить. Третий раз уже сам «фараон хотел убить Моисея» за невиданную неблагодарность – умышленное и самовольное убийство египтянина. Господь надоумил Моисея сбежать из Египта в землю Мадиамскую, чем в третий раз даровал ему продолжение жизни. И наконец, «дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его». В этот раз вопреки желанию Бога жизнь ему спасла жена своим послушанием мужу. Итак, чтобы стать величайшим вождём и пророком для Божьего народа, то есть стать ему по выражению Бога «вместо Бога», нужно всего-навсего семь качеств:

- иметь происхождение по крови и плоти из евреев племени Левиина;

- иметь необычайную физическую красоту, был «красив как Бог»;

- пробудить своим видом такую отчаянную жалость, чтобы царственная египтянка захотела иметь приёмным сыном еврейского мальчика (из рабов);

- получить царское воспитание и образование, чтобы иметь тело, душу, ум силу воли и дух вождя и светского, и духовного одновременно;

- суметь избежать светского наказания за свои преступления;

- иметь сорокалетний опыт пастуха овец;

- иметь послушную и любящую жену.

Пасти овец не сложнее, чем пасти евреев. Кто успешно пас овец, тот сможет пасти евреев.

Вот как Моисей сам с Божьей помощью описывает эти события.

«Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет. И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет в корзинке; и сжалилась над ним дочь фараонова и сказала: это из Еврейских детей.

И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца. Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его.

И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его.

Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его, сынов Израилевых. Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке.

И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего? А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил вчера Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле.

И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и придя в землю Мадиамскую сел у колодезя. У священника Мадиамского было семь дочерей, которые пасли овец отца своего Иофора. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего Иофора. И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, и начерпал им воды и напоил овец их. И пришли они к Рагуилу, отцу своему, и он сказал им: что вы так скоро пришли сегодня? Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды и напоил овец наших. Он сказал дочерям своим: где же он? зачем вы его оставили? позовите его, и пусть он ест хлеб.

Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору. Она зачала и родила сына, и Моисей нарек ему имя: Гирсам, потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле. И зачав еще, родила другого сына, и он нарек ему имя: Елиезер, сказав: Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от руки фараона.

Спустя долгое время, умер царь Египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу. И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог.

Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, Господи! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал ему: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога».

Моисей вырос во дворце фараона, как сын его дочери. Получил соответствующее воспитание и образование, как египтянин царского рода, фактически, как внук фараона. Он вырос, как вождь Египетский, а не как раб Еврейский. Он не впитал в себя еврейство и иудейство. Он до сорока лет жил в семье фараона и не считал себя членом Богоизбранного народа. Он получил такое образование и воспитание, что Бог избрал именно его соавтором основных книг Ветхого Завета, то есть он был способен истинно понять Бога и правильно изложить человеческим языком Его законы, определения, указы и постановления. Мне представляется важным, чтобы Моисей был именно евреем, потому что мой опыт общения с иностранцами говорит о том, что понимание одних и тех же слов у выросшего в России русского и у выросшего в Англии англичанина настолько разное, что даже если они будут общаться по-русски или по-английски, то есть на одном языке, они всё равно не будут понимать друг друга так, как понимают друг друга русские или англичане.

Как Моисей узнал, что он еврей? И как он после того, как узнал, сделался настоящим евреем? Был ли Моисей обрезан? Вполне возможно, что и не был, ибо было глупо подбрасывать дочери фараона обрезанного младенца во время действия приказа того же фараона об утоплении всех еврейских младенцев мужского пола. Библия ничего об этом не сообщает. Значит, с точки зрения Господа, это не имеет существенного значения. Важно, что он был выращен, воспитан и образован, как сын дочери фараона, а кто именно были его биологические родители не суть, просто «некто» из евреев… Первые сорок лет Моисей прожил во дворце фараона в качестве его внука, как египтянин, соблюдая все языческие обряды, ритуалы, жертвоприношения. Разве могло быть иначе? Дочери Иофора своему отцу сказали про Моисея «какой-то Египтянин», то есть Моисей выглядел, был одет, говорил и вёл себя как Египтянин, а не как еврей. Вторые сорок лет он прожил в семье языческого священника Мадиамского, не еврея и был его зятем, женат на его дочери Сепфоре, которая родила ему двоих сыновей, был пастухом, пас овец своего тестя. Иными словами, вторые сорок лет Моисей был и жил язычником, соблюдая все языческие обряды и «Моисею понравилось жить у сего человека» так, как он жил. Как Моисей при такой жизни стал настоящим евреем по духу? - Одному Богу известно. У меня одна версия – от противного. Как в семье алкоголиков от неприятия вырастает непьющий сын из страха не стать таким же. Моисею так хорошо было знакомо Египетское и Мадиамское язычество, оно так опротивело ему, что он поверил в Бога евреев. Он не видел для себя иного исхода. Только после этого к Моисею обратился сам Бог. Ему нужен был выстраданный, старый, вновь обратившийся, который бы горел верой, но не сгорал, потому и образ был выбран неопалимой купины (терновый куст горел не сгорая). И малая специально созданная троица (Бог – Моисей – Аарон) нужна для того, чтобы Дух Божий Слов Господа передавал горящий вновь обретённой верой Моисей Аарону, а Аарон уже разъяснял своим по-еврейски, как старый верный еврей. Тот, кто родился в Иудейской вере, вырос в ней и до 80-ти лет прожил в ней, как правило, уже не горит. Так – тихо отсвечивает. Для него это – обыденность. Для него так было всегда и по-другому никогда не было. Нужен был 80-ти летний вновь обращённый, причем пришедший к единому Богу через длительный путь опытного познания безысходно ставшего противным язычества. Это два разных пути к вере: по привычке верить так, как верят отец и мать, и от личного познания противного. «Где умножается грех, там изобилует благодать» - такое наблюдение сделал апостол Павел. А Иисус Христос высказался определённее: «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит». Бог Моисею простил 80 лет язычества только за то, что он стал искать Его, Бога евреев.

Как Моисей узнал, что его по имени зовёт именно Господь? «Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, Господи»! Он же до этого с Ним не встречался и не слышал его голоса. Вероятно, Моисей сильнее всего в жизни ждал этого, искал этой встречи и верил в неё. Тогда всякий голос сначала принимаешь за голос Бога, за голос того, кого ищешь, кого ловишь. В результате встречи с Богом Моисей стал евреем и обрёл веру. Вот в жизни Моисея и в жизни всех людей - главной стала эта встреча Бога с Моисеем. Кто-то ловец рыб, кто-то призванный Сыном Бога живого ловцом человеков, и только один Моисей, избранный Богом Отцом, является ловцом Господа.

Как рыбак, я доподлинно знаю, что во время любой поклёвки до подсечки я верю, что клюнула большая рыба. Потом бывает по-разному, но бывает и большая рыба. Если ты хочешь поймать большую рыбу, ты должен быть готов к встрече с ней в любой момент её ловли. Когда придёт большая рыба, ты должен быть готов. Иначе вместо удовлетворения ты получишь разочарование.

К встрече с Богом надо быть готовым. Впрочем, к встрече с человеком, как образом и подобием Божиим, тоже нужно быть готовым. Когда я готовился к генеральной исповеди за прожитые в грехах 55 лет, и вспоминая все свои встречи с людьми, которые остались в памяти, отчётливо осознал то, как много я потерял (мог извлечь, но не извлёк) от того, что не готовился и не был готов к этим встречам. Я встречался с людьми, как дышал, как «бог на душу положит», не зная в то время Бога, и не имея ввиду чего-то иного. Да - много потерял, но сколько радости получил! И я не знаю, что получил бы, если бы готовился. С другой стороны, мой опыт КВН-щика говорит о том, что подготовка к выступлению даёт много больше радости, нежели само выступление, но выступление придаёт подготовке оправдательный смысл. Также и мой опыт в научном познании говорит о том, что самую большую радость приносит приход мысли о решении мучавшей тебя проблемы, дальнейшее как-то написание статьи, публикация, признание коллег – это вторичная обязаловка. Да, нас учили, что это вторичное и есть главное, но мой личный опыт общения самого с собой и с коллегами, говорит об обратном во всём, кроме важности самих встреч, особенно самого с собой внутри себя. Общение самого себя с самим собой это даже более редкая, драгоценная и изысканная роскошь, чем общение с ближними. В общем, как ни крути, а возможность встречи, подготовка к ней, сама встреча и осмысление её результатов и послевкусия встречи, если она состоялась, и есть путь нашей жизни, как некий событийный интеграл во времени. Многие богословы вслед за Григорием Нисским полагают, что «служение Моисея начинается с личной встречи с Богом, …и если бы не эта встреча – не было бы в истории великого пророка» Моисея присутствие в жизни которого Истинно Сущего, наполняло её смыслом, давало указания что, где и когда делать и давало силы для осуществления указания так, как это угодно было Господу. По сути, как мне представляется, Моисей сказал Сущему: «Господи, дай мне мудрости, разума и ума хотеть того же чего хочешь Ты, и удовлетворять наши с Тобой общие желания так, как этого хотим мы с Тобой». Без личной встречи с Богом ни у какого человека творящего не может получиться ничего хорошего. Так говорит Сам Иисус Христос: «Без Меня ничего не можете…». Ничего, в смысле, ничего хорошего. То есть дело не только во встрече, но и в продолжении сотрудничества… Но «Вначале» должна быть встреча.

Слово «встреча» изначально имело, кроме основного, ещё и значение – «счастье», а также «обретение». На мой взгляд самое вкусное и искусное в жизни человека это - встречи и послевкусие от них. Больше всего радости я получаю от встреч и общения с живыми людьми в том случае, если я сумел с Божией помощью рассмотреть в них образ и ощутить всем своим существом подобие Божии. Ну, а если не дал Господь подобных глаз, то и встречи считай не было. Видел, но не увидел, слушал, но не услышал, чуял, но не учуял. Такое было - как не было. Таких людей, дарящих радость - мало, но они есть, и, слава Богу, они со мной встречались, поэтому мне есть кого и что хранить в сердце и есть кого и что вспоминать. Все встречи с ними были разными, но среди них были и такие, которые иначе, как чудом, и назвать, и тем более - забыть, невозможно. Я тогда не понимал, что их мне посылал Бог, чтобы через них я познавал Его. Хорошо, что до меня это дошло сейчас, хоть как до жирафа, но зато это уже моё и оно останется со мной. Некоторые из этих людей совершили переход в состояние усопших, некоторые живы, но во мне они уже оставили свой след и в воспоминаниях все усопшие такие же, как живые. Когда я вспоминаю себя бывшего, я вспоминаю того, кого нет, и с кем я уже не смогу встретиться. Я могу пообщаться сам с собой только в настоящем моменте, потому что меня бывшего уже нет, это существо кануло в Лету, а меня будущего ещё нет в грядущем. То же и с усопшими, их также для меня настоящего нет, как и меня бывшего. Но остается послевкусие встреч и воспоминания счастья обретения. Для грядущего, которого тоже нет, аналогом послевкусия является предчувствие. Чем прекрасно настоящее? Послевкусием, вкушением и предчувствием. Три в одном. Троица счастья.

На втором месте по радости у меня расположились опосредованные встречи с людьми через написанные ими книги. Книг, содержащих нетварный свет, радость и вдохновение истины, и наполненных духом творения тоже мало для меня, и по причинам того, что большинство из написанных книг я уже перерос, и по причинам того, что до некоторых я ещё не дорос и не знаю успею ли дорасти, потому что рост после 60-ти лет что-то сильно замедлился. А тех книг, что впору, годятся для меня в самый раз, любимый мой понятийный размерчик, и дарят радость вдохновения - мало. Их мало, но они, слава Богу, есть. И слава Богу, что это не только Библия. Из писателей в особую категорию я для себя выделяю истинных поэтов. Как сказал Платон: красота - убедительная сила истины. Вот только рассмотреть эту красоту во всех тварях и их творениях – трудно, и эта радость дана не всем. Предание утверждает, что самый красивый из ангелов - сатана и он же отец лжи. Кто прав? Как по мне так Платон. Красота - убедительна, а ложь - отвратительна. Возможно, сатана был красив только самому себе и так он сам о себе думал, но никто более. В этом и кроется диавол, когда мы сами в восторге от себя. А, с другой стороны, никто не может лишить тебя этой великой радости, потому что она зачинается в тебе, вынашивается и рождается тобой и возрастает в тебе, и никто другой для этого процесса не нужен. Ну просто не кому испортить обедню!? “Ай да Пушкин! Ай да сукин сын“!!! Как без этого?! Человеку присуще после встречи самого с собой себя немного похвалить. Александр Пушкин по моему мнению парой фраз говорит больше и точнее, чем Лев Толстой всеми войнами и мирами. Потому что Пушкин говорит красиво. Встреча со словом не должна утонуть в многословии. Это мой, достаточно низкий, уровень восприятия слова, и ни на что более я не претендую. Из музыки меня больше всего завораживают люди вживую поющие, звуки человеческого голоса. Звуки музыкальных инструментов хороши, но по мне не так, как песня человеческого голоса. Может оттого, что человек творение Божие, а музыкальный инструмент - человеческое. Человек в каждый момент времени является в каком-то смысле результатом прошлых встреч. Того, что он смог вынести из них, вместить в себя и оставить себе и носить всё это в себе, даря себя ближним. Человек, как подарок - дар Господа. Какие разные дары у Бога!? А дарёному коню, как известно, в зубы не смотрят. Все Божии дары принимаем как есть, а то мало ли чего!?

Как происходит встреча с живым Богом? Для того, у кого Бог не личность, а некая иррациональная сущность трансцендентных полей первопричины, встреча невозможна. А с личностью общение возможно. Можно с утра поприветствовать, подмигнуть, послать воздушный поцелуй, что-то сказануть, Он в ответ подарит мысль или некое предчувствие. Вот. И процесс сотрудничества пошёл.

Почему через Моисея дан закон Божий, а не через Авраама? Аж через седьмого потомка Авраама? Потому, что Моисей с первой встречи с Богом разговаривал с Ним, как с другом. Они спорили и договаривались о сотрудничестве. Семь раз Моисей возражал Господу и они обсуждали это по Иудейскому преданию семь дней. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Авраам был седьмым предком Моисея. Моисей был сыном Амрама. Амрам – сыном Каафа. Кааф – сыном Леви. Леви - сыном Иакова. Иаков – сыном Исаака. Исаак был сыном Авраама. Но царское воспитание и образование их них получил только Моисей. Седьмой потомок Авраама.

Моисей младший брат Аарона стал ему вместо Бога. «Ты будешь ему говорить и влагать слова Мои в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу; итак, он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога». Аврааму и никому иному таких слов Бог не говорил. Мы сейчас понимаем, что Аврааму было бы нечего написать из того, что было продиктовано Святым Духом и не противоречило бы его человеческому опыту. Каждому – своё. Это относится и к Патриархам, и к Пророкам, и к царям, и к каждому человеку. Восемьдесят лет Бог готовил Моисея к встрече с Собой, явив ему образ веры, которая горит, но не сгорает. В каком-то смысле встреча еврея Моисея с Богом евреев была встречей с самим собой через 80 лет жизни не самим собой, а по течению… реки, начиная с корзинки и встречи с дочерью фараона…

Встреча с самим собой, возможно, и есть встреча с Богом, пока душа в теле. Мне всего один раз ещё в аспирантскую молодость, когда я был членом комиссии по антирелигиозной пропаганде, приснился Христос и я с Ним разговаривал в пустыне о смысле. Он был и похож на образ, написанный Ивановым, и не похож. Это было моё видение Христа. Никаких немедленных последствий этой встречи, как мне думается, не было. Не было ни прозрения, ни озарения, но сон этот в отличие от многих других я запомнил. Не содержание спора, а сам факт длительной неторопливой вдумчивой беседы. Осталось послевкусие общения с Человеком, который тебе рад, но который от тебя ничего не просит… Ему просто хорошо с тобой, а тебе с Ним. В остальном мои встречи с Господом заключаются в том, что Он, когда хочет, просвещает меня светом, радует и вдохновляет истиной, и наполняет духом слов Своих Святых, когда дарит мне мысли и чувства, а я благодарю и рассуждаю над новыми впечатлениями от прочитанного по новому в Библии и в других книгах, над услышанным от живых людей, над увиденным глазами и над учуянным другими органами видения своего тела. От встреч - обретение, от расставаний или от уклонения от встреч - утраты реальные или в виде упущенной выгоды. Сейчас в православной среде много обсуждений возможно ли и нужно ли встречать Рождество 25 декабря и Новый год 1 января, если Русская Православная Церковь празднует 7 января Рождество, а Новый год вообще не числится в списке церковных праздников?! Я считаю - лучше встречать и обретать радость, чем нести утраты и горечи потери. Празднуй Рождество с 25 декабря по 7 января включительно и радуйся вместе с разными христианами и нехристями тоже. Бог не запрещал. И новый год во имя Божие отмечай и 1 января по-новому, и 1 марта, и 1 сентября по-старому. Если душа просит, и ты можешь - порадуй девушку и она тебя отблагодарит. Бог призывает людей верно верить Ему и в Него и только от одного этого веселиться и радоваться каждый день, тому, что ты сумел быть Христу верным другом и тебе посчастливилось не обмануть и не предать Его. А если и впал в грех, образина Божия, то не унывай, старательно покайся искренне, и снова веселись и радуйся от прощения. Не бойся быть счастливым. Воспринимай Бога, себя и весь сотворённый Им мир хорошо и хорошим, и всё будет хорошо весьма!!! Бог не только прощает, Он ещё радуется и веселится вместе с нами, обретая счастье во встречах. Все хотят счастья, а Оно вот Оно пришло Само Сущее... Встречаем и встречаемся!!! И с Господом и друг с другом.

Вся жизнь во встречах. Встречаемся со словом и с молчанием, со светом и с тьмой, с небом и с небесными, с землёй и с земляными, с водой и с водяными, с людьми и прочими тварями, с книгами и со взглядами, с картинами и иными видениями, с музыкой и прочими звуками, с благоуханием и со смрадом, с прикосновениями и с отталкиваниями, с влечением и с отвращением, с вдохновением и с опустошением, и так и далее. Даже когда ты один в темной комнате спишь - ты на встрече с самим собой. Эти встречи бывают самыми страшными. Злейший враг человека в земной жизни - он сам. Оттого одиночество воспринимается как ужас. Потом, как говорит Христос, «враги человеку - домашние его». Те, кто полагает, что они знают лучше тебя, что для тебя хорошо, и считают себя вправе требовать и принудительно изменять тебя в лучшую для них сторону. И таки далее по мере уменьшения злобного заблуждения о наличии права «украшать» жизнь другого. В жизни вечной это устроение изменяет Бог, который имея максимально возможный набор и объём прав на свою тварь, добровольно отказался от них, и предоставил твари выбор кого признать своим богом: Творца или сатану. Вместе с Творцом творить, или вместе с сатаной разрушать «до основанья, а затем»... Моисей сформулировал своё правило жизни, сказав Богу: «Если Ты Сам не пойдёшь с нами, то и не выводи нас отсюда». После первой встречи с Богом он хотел только одного быть с Ним и если и ходить, то только Его путями и с Ним. То есть, чтобы Бог всегда был попутчиком (шёл с тобой туда куда ты хочешь) или ходить за Ним след в след? Хотеть того же чего хочет Бог возможно только тогда, когда ты знаешь чего хочет Он. Это путь Богопознания и обретения веры после встречи с Богом и добровольного исполнения Завета, как договора, путём сотрудничества. История Моисея показывает, что Моисей целенаправленно не искал Бога, не звал Его и не знал имени Его. Это Бог сначала завлёк его видением чуда неопалимой купины, а потом позвал его. То есть живи как получается, с кем получается и где получается, а Бог тебя найдёт, если такой как ты есть, ты ему понадобишься для какой-то нужды. Противоречивая история Моисеева, как, наверное, любая человеческая жизнь.

Когда мировоззрение не только сформировано, но и утомило его носителя своим «совершенством», встреча с верой не может зиждиться на умственных хитросплетениях философов и богословов, она может основываться только на ощущении внутренней духовной силы, которой ранее не было. Вера это - жизнь. Приход к вере в возрасте, когда ты уже вырастил и отпустил на волю своих детей, сопряжён с существенными проблемами. Первая та, что ты сам ставишь и под вопрос, и под сомнение себя самого и всю прошлую жизнь свою. Причём так ставишь под сомнение, что, как говорит Христос, отвергаешься сам от себя и от своей прошедшей жизни, а впереди только Христос, которого ты ещё совсем не знаешь, Он тебя только влечёт за собой. Это страшно. А вдруг это игра, как вся жизнь до встречи с Христом? А ты сам всю свою до этого момента прожитую жизнь похоронил, предал смерти. Акт самоубийства. Не больше и не меньше. Если не так, то это не вера, и не любовь, это - увлечение, дань моде или традициям. Если вера приходит с младенчества в настоящей православной семье, то проблемы отречения и самоубийства не существуют. Там есть свои проблемы, но они не связаны с революцией внутри самого себя против самого же себя и с собственным террором против себя. Твой низ не может, а верх не хочет. И наоборот. Старый ещё не умер, а зачатый ещё не родился. Конфликт поколений внутри человека.

В достойном возрасте отказаться от «нежизни» в пользу жизни, конечно, можно, но куда девать за всю прошлую нежизнь в кровь и плоть въевшиеся привычки. Они-то не знают, что ты решил начать новую жизнь, и они сами по себе не умирают, и новые привычки тоже сами по себе не возникают и не заменяют старые. То же и с друзьями. Старые не верят, а новых ещё нет. Причём, часто посещая церковь во время служб, когда в храмах много народу, довольно быстро понимаешь, что новых друзей может и вовсе не появиться. Ещё сложнее с родителями, если они не верят, а ты поверил, но родителей в отличие от друзей заменить на новых невозможно. И прежние отношения в прежних форматах тоже сохранить невозможно. И компромиссы возможны только теоретически. А на практике происходит так, как говорит Иисус: «Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое». У меня - не так круто, но близко к тому. Если вера меньше, чем жизнь, то не только это не вера, но и вдобавок ещё и эта жизнь - не жизнь. Вот это риски!?, и я понимаю!, ибо можно и до веры не дожить, и имеющейся жизни лишиться. То есть в пожилом возрасте, если вместе с верой не пришла смерть, требуется некий переходный период от неверия к верованию. И этот период обременён большими проблемами, когда под вопрос поставлен ты сам, твои отношения с женой, с сыновьями и дочерями, с родителями, с братьями и сёстрами, с друзьями и со всеми ближними. Если, её не было 55 лет, а потом она появилась, то это означает иную жизнь в системе разделения на «до того» и «после того». То есть в старости так же комфортно, как младенцу в верующей семье, к вере прийти невозможно. Это всегда трагикомедия. Мне ещё круто повезло, что мой приход к вере растянулся на годы и годы... Мешает моя косная крепость воззрений, сформированных октябрятским детством, пионерским отрочеством, комсомольской юностью, закрепленной в молодости железобетоном марксистко-ленинской философии вкупе с диалектикой Гегеля. Чтоб через эти бастионы пробраться вере нужно быть мудрой, как змея, и кроткой, как голубь, ибо она попала, как овца в стаю волков. Вот уже четвёртый год пошёл, а я всё ещё в пути из невера в веру, и до Двери, которая есть Иисус Христос, я так пока и не дошёл. Я понимаю, что такого грешника, как я, Бог не счесть числа сколько раз, спасал и дозволял дальше жить и грешить, вот только пока не понимаю зачем Он это делал и продолжает делать?! Надо понять, что Он от меня хочет, чтобы исполнить и попытаться хоть как-то отблагодарить. Над этим и тружусь ежедневно пытаясь понять. С приходом веры самое трудное не лицемерить, и как следствие, не врать во благо, ибо далеко не всегда удается уклониться от зла, или от дурного разговора, от выяснения отношений, в которых все бесы желают выглядеть святыми преподобными праведниками. Это, конечно, приводит или к ухудшению отношений или к их разрыву. Неверное разрушается, а верное созидается. Процесс сколь полезный, столь и болезный. Исцеление болезни неверия терапевтическими средствами невозможно, ибо всё равно когда-то нужно будет резать по живому, то есть по тому, что ещё само не умерло. Меня в этих случаях всегда удивляет Книга Иова, в той части, в которой Сам всемогущий, всеведущий и вездесущий Бог не отрёкся и не порвал отношений с сатаной, а напротив играл с ним на спор, а нам, немощным мирянам, при крещении священник задаёт вопрос отрекаешься от сатаны?!, и любой другой ответ, кроме правильного, не допустим, если ты хочешь быть крещёным. То, что можно Богу, не можно человекам. Не всё одинаково полезно человеку, да и полезно не то, что ты просишь, а то, что Бог даст, ну, или... не даст. Даёт то ведь не всем, а только тем, кому Сам хочет. У меня сегодня (дошло как до жирафа), наконец появилась уверенность, что я всё-таки дойду до двери, которая есмь Христос. Я понял, что Бог познаваем, и это говорит Сам Бог. «Я знаю Моих, и Мои знают Меня, как Отец знает Меня, так и я знаю Отца». Так, что все рассуждения о непознаваемости Бога, это досужее недомыслие от недоразвитости познавательного аппарата. Тут, главное, быть призванным в число «Моих». Это делается в два шага. Первый - ты искренне всей своей человеческой сущностью спокойно и уверенным тоном говоришь Богу: Ты - мой Бог. Теперь осталось, чтобы Бог тебе ответил: Лады. А ты - Мой! Если Бог тебе такого не говорит, то ты говоришь так же искренне и безапелляционноответственно Богу: Ты мой Бог, а я Твой человек. И точка. И всё. Дело сделано. Ты сам так решил. Теперь за всё ответе твой Бог, и ты, как Его человек. Теперь осталась только долгая и трудная дорога к Богу, но её, как, известно осилит идущий, ибо под лежачий камень даже вода не течёт, если только сам Бог этого не хочет. Хорошо, когда на этой дороге встретится добрый попутчик, не обязательно Серафим Саровский... Мне, например, сильно облегчает дорогу Антоний Сурожский. Родила меня Антонина, а к Богу ведёт Антоний. Слово к слову тянется... У Творца случайностей не бывает. Или как?!

Апостол Лука так указывает на признак прихода веры в человека. Он с апостолом Клеопой в воскресение шли дорогой из Иерусалима в Эммаус погруженные в скорбь о распятом Иисусе настолько, что не узнали в попутчике своего Учителя, воскресшего Христа, несмотря на то, что Он разговаривал с ними, объясняя им места из Священного Писания, связывающие воедино Ветхий Завет и учение Христа, позднее названное Новым Заветом. Они Его узнали только тогда, когда за вечерей Он преломил и подал им хлеб. «И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание»? Вот это горение сердца и есть тот самый верный признак того, что твоя встреча с Богом состоялась. Если, например, при чтении Священного Писания или в разговоре с кем-либо при обсуждении разных мест из него вдруг почувствуешь горение сердца, то встреча состоялась и в тебя вошла вера. Это горение, наверное, бывает разным. От всесожжения гудящей и вибрирующей страсти обжигающих метающихся пламенных языков всёсжигающего жертвенного всесожжения до ровного, теплого, согревающего душу тления углей в печи русской души. Каждому своё горение. Апостол Лука рекомендует в аналогичных случаях, когда двое идут одной дорогой к одной цели попристальней присматриваться к третьему попутчику, который как бы случайно приближается к ним и начинает разговор. К попутчику присматриваться потщательнее, а к сердцу своему прислушиваться почутче, а вдруг оно станет гореть, не сгорая, как неопалимая купина. Горящее сердце обладает энергией преображения человека. Человека с горящим сердцем видно по глазам и по динамике происходящих с ним изменений.

Человек постоянно изменяется. Вчерашний умирает, а просыпается сегодняшний и продолжает жить. То же происходит с биографией. Вчера ты был начальником и много значил для окружающих, а сегодня пенсионер и почти ничего не значишь, и некоторые просто притворяются что ты ещё чего-то для кого-то значишь. То же происходит в семье. Ещё недавно на тебе держалось всё, и незаметно оказалось, что уже никто от тебя не зависит. То есть видов смертей в жизни человека много. И встретить такие смерти не менее тяжко, чем принять неизбежность смерти тела. Когда ты становишься стариком важно, чтобы умаление сил физических и утрата физической привлекательности (уничижение телесное) приводили бы возвышению духовному, к росту доброты души и мудрости духа. Если стремиться хвататься за прошлое, если хочешь любой ценой остаться тем, кем был вчера, ты утрачиваешь настоящую жизнь сегодня и вместо старого доброго мудреца превратишься в страхолюдное старое брюзжащее отвратительное чудовище. Что мы и наблюдаем довольно часто встречаясь со старыми людьми. Не расставание с комсомолом и желание оставаться вечно молодым также глупо и унизительно как «мошенническая» попытка обмануть всех и самого себя с помощью пластического хирурга. Нужно резкие обжигающие и клокочущие языки пламени молодости превратить в приятное согревание и тёплый свет старости, мудрость которой ровно и добро подсвечивает, комфортно греет всех, с кем старику доводится встречаться и общаться. Не требовать почитания и вырывать его из глотки, не насильно требовать подчинения твоему заранее правильному мнению, а спокойно излучать свет и предлагать общение только тем, кто сам этого действительно хочет. Тот, кто посвящает свою жизнь тому, чтобы остаться молодым, очевидно, утрачивает благодать старости. Чтобы старость была полной жизни и благородной, нужно спокойно и достойно смотреть в лицо и физической смерти тела и всем иным смертям. Восприятие смерти физической, как начало обретения жизни вечной требует, во-первых, достаточно высокого уровня мышления и глубокого уразумения всего ранее пережитого, и, во-вторых, не может совершаться только через абстрактные представления. В твоём опыте должны быть случаи, фрагменты из жизни вечной. Иначе, как можно хотеть того, чего не знаешь? Это те моменты, когда ты ощущал себя “ну почти что богом“, или как минимум его заместителем на земле, моменты высшего блаженства, не зависящего ни от кого, кроме тебя... Моменты истинного куража. Важно, наверное, также ощущение насыщенности жизнью земной. Желание кончить с этой и начать жить той жизнью. Это, теоретически, такой же переход как из вчера в сегодня, и наша временная жизнь - часть жизни вечной. Если так, то это – естественный переход, не требующий никаких подготовительных мероприятий. Возможно поэтому «человек не просто смертен, а неожиданно смертен» и часто - нечаянно смертный. Физическая смерть это - переход из жития в бытие. Антоний Сурожский считает, что в старости у человека появляется необходимое время для духовной расчистки своего прошлого от дурных послевкусий и противных воспоминаний, которые ведут к отрицанию жизни через муки совести. Он приводит пример своего приятеля, который после трудов такой расчистки сказал Антонию перед самой смертью: «Знаете, мое тело умирает, а я никогда не чувствовал себя настолько живым, как сейчас.» Это пример перехода в жизнь вечную. Он обрёл свободу от тех мыслей, которые его убивали разрушительным мучением, и то, что его тело умирало никак не умаляло его обретённое ощущение истинной полноты свободной жизни. На смену радости телесной старость принесла радость духовную. Антоний сделал вывод, что, возможно, вся суть сотворения человека в том, что для того, чтобы обрести жизнь вечную нужно умереть, встретив смерть. Встреча со смертью при умирании не менее важна, чем встреча с жизнью при рождении. «Так что мы должны учиться смотреть в лицо жизни в контексте смерти, а смерти - в контексте жизни. Они должны идти вместе». Антоний 15 лет был хирургом, из них 5 лет - военным хирургом, и священником более 55 лет. Он знает, что говорит, и верит в то, что говорит, потому что сам многократно «видел, как люди не умирали, а прорастали в вечность».

Иногда, редко, но с иным случается, что на человека сваливается глубоко сущностная мысль, которую хорошо бы было как следует, не торопясь, всесторонне и тщательно обдумать, а он как в том анекдоте, говорит, мол, не на того напали, прогоняет эту мысль, и продолжает думать о суете сует. Возможно, умная мысль может прийти ко всякому, но мало тех, кто способен её принять, оценить и подружиться с ней так, чтобы она осталась с тобой и стала твоей. Это встреча мысли человека с Премудростью Любви. А после радостной встречи со всей этой благодатью нужно дальше жить.

В традиции Русской Православной Церкви приняты некоторые обряды целования при встречах. Принято целовать чаши, руки священников, кресты, книги Евангелий, иконы, раки с мощами, гробницы. Принято думать, что когда ты целуешь руку священника, то целуешь руку Христа, ибо священник есть образ Бога. Если целуешь икону, крест, раку, Евангелие, то ты целуешь не стекло, металл, дерево, ткань или камень, а соответственно святого, Христа или Деву Марию. Такая вот игра воображения. Я не очень много видел священников, но тех, что видел было достаточно чтобы понять - нужно иметь не вполне здоровое и чрезвычайно богатое фантасмагорическое воображение, чтобы в тех священниках, что я видел, разглядеть образ Иисуса Христа. Не просматривается или я не умею провидеть «насквозь и ещё дальше», как говорят грубые наглые люди. Кроме того, вспоминается отношение самого Христа к целованию не Бога, а как бы Бога. «Иисус же сказал ему: Иуда! Целованием ли предаёшь Сына Человеческого»? Тем более, что Иуда так поцеловал Христа в ту же ночь, когда Христос причастил его Своему Телу и Своей Крови. В тексте Библии не содержится никаких предписаний насчёт целования священников. Естественно, нет ничего про кресты, иконы, раки, чаши и гробницы. Из чаши Христос завещал пить вино, ставшее Его кровью, а не из ложки принимать причастие с последующим целованием чаши. Все эти церемонии придумали служители Церкви и они, в какой-то степени основаны на приветственных традициях древнего Востока. Люди, равные по социальному статусу друг другу, приветствовали взаимным целованием в щёки друг друга, в иных случаях при проявлении раболепного почтения - раб целует господину, хозяину, царю руки, ноги, одежду, обувь и «песок, по которому ты ходила» большая крокодила. В соблюдении этих правил в Церкви и при общении с лицами, облеченными духовным саном, нет ничего необычного при отсутствии требования обязательности. Есть порыв душевный и искренний - целуй что и кого хочешь, если это уместно и позволительно; нет порыва - и не надо, нечего фальшиво слюнявить людей и вещи, потому что Бог об этом не просил, не благословлял и не приказывал. Есть правила, которые принято соблюдать в Русской Православной Церкви, если ты себя считаешь членом этой Церкви: после исповеди и получения разрешения на причастие, поклониться и поцеловать Евангелие и Христа на кресте. После Причастия поцеловать чашу, из которой тебя причастил священник. Так принято. Таковы правила. Если ты этого не делаешь, ты не нарушаешь Божественных предписаний, но ты нарушаешь церковные обычаи. Божественные предписания и церковные правила это - не одно и то же. Какое может быть наказание за такое нарушение? По справедливости - никакого извне. Во время пандемии, члены церкви исповедывались в маске и не целовали никого и ничего. Это внутреннее наказание самого себя, если тебе не спокойно на душе от того, что ты это не сделал. Так же как, если с утра не помолился так, как тебе хотелось, из-за каких-то внешних причин. Но отношение Бога к тебе и Божия благодать от этого не зависят. Всё что ты думаешь, говоришь, пишешь и делаешь во всех местах и в любое время в отношениях с Богом ты делаешь исключительно для себя и из любви к себе, или, в исключительных случаях, из любви к своим ближним. Богу этого не нужно. Человек думает, что он так выпрашивает себе прощение и вымаливает спасение. Частота посещения храмов, общения со священниками и иными духовными лицами, тщательное соблюдение всех церковных церемоний, правил и обычаев никак не влияет на достижение цели христианской жизни, которая состоит, по слову Серафима Саровского, в стяжании Духа Святаго, ибо Он невидимо живёт вечно, везде и во всём. И Его поцеловать невозможно, как бы подобострастно кто не старался - Он же Дух. В привычном человеческом представлении неважно как ты часто воображаешь себе, что как бы целуешь Бога, важно, чтобы Бог хотя бы раз в жизни ну хотя бы посмотрел в твою сторону, не говоря уж о том, чтобы поцеловал воздушным поцелуем. Вот это целование, так целование, и я понимаю! Удостоиться такого поцелуя Бога и есть цель христианской жизни. Это получилось у Серафима Саровского. А через целование рук священника, икон, крестов и книг Библии, Духа Святаго не обретёшь ни миллилитрушки, хоть зацелуй их всех до смерти, но это ни мудрости, ни святости, ни милосердия, ни совершенства ни в чём тебе не добавляет. Проверено. Но это - вопрос вкуса и послевкусия. В нашем приходе есть человек, который каждое воскресение сразу после литургии с пачкой свечек целует без пропуска все иконы, раки, кресты, гробницы и везде расставляет свечи... Глядя на его уныло скорбное лицо, и слыша вздохи, похожие на стоны, мне невозможно поверить, что он это делает по любви и это делание доставляет ему радость. Это так вымученно исполняет раб божий свои тяжкие обязанности перед Господом. У меня, понятное дело, нет и никогда не было ни одного раба, но у меня есть собака. Хороший, добрый, радостный пёс. И если бы мой пёс Гектор с такой трагичной мордой, истекая стенаниями, с тухлыми глазами встречал бы меня, вместо обычных радостных прыжков, яростного мотания хвостом, и весёлых брызг из глаз, я бы, конечно, сделал вывод, что мой пёс страшно болен. Вполне возможно, что и Бог примерно также относится к нашей поцелуйно холуйной трагикомедии. Я не умею относиться к Богу, так же искренне, преданно и радостно, как мой пёс относится ко мне, и уже, наверное, не научусь. Утешает безусловно то, что нет оснований полагать будто Господь, Дева Мария и сонм святых нуждаются в моих поцелуях, поклонах и прочих виляниях хвостом. Серафим Саровский приветствовал при встрече людей обращением - "Радость моя". Думаю, что к Господу он обращался также. И им обоим было радостно. И этого было достаточно всем.

Если все какие были заветы Бога с людьми рассматривать как особую форму договора, то они для каждого человека окажутся разновидностью договора о совместной деятельности (сотрудничестве), к которому человек может присоединиться или не присоединиться целиком. Спорить с Богом после Моисея не принято. Договориться с Господом можно только путём безусловного и безоговорочно полного акцепта Его оферты. Формула «имеющий уши слышать да услышит» делает этот почти одинаковый для всех текст Ветхого и Нового Заветов неповторимым и разным для каждого в зависимости от уровня и глубины его понимания смысла и духа Слов Божиих. Для присоединения важно знать то к чему ты присоединяешься. Чтобы исполнять возникающие из него обязательства, нужно их хотя бы ну хоть как-то воспринимать. Это сознательное и ответственное присоединение, основанное на результатах познания. А вот к Церкви можно присоединиться, то есть стать её членом, в бессознательном младенческом возрасте, без личной ответственности (в стаде - как все) и без должного знания Библии и вероучения. Мне, как адвокату, хорошо известно, что многие люди подписывают большинство многостраничных договоров не читая, доверяя из ленности или неумения понимания порядочности тех людей, которые их составили. Во всех неожиданных случаях, которые бывают потом, они спрашивают совета у адвокатов. И ничего, все живы, и дураками себя никто не считает. То же происходит в области веры. Только за советом идут к священнику. На русский язык древневрейское слово «берит» означающее «соглашение» , «союз» переведено, как «завет». Его происхождение, на мой взгляд, указывает на процесс избрания определённого сечения существующего для наложения уз под избранным углом зрения. Слово «завет» применяется в Священном Писании с такими характерными глаголами: «вступить в завет», «нарушить завет», «соблюдать завет». В Синодальном переводе – «заключить завет». Таким образом, слово «завет» не буквальный перевод использованного еврейского слова, но оно передаёт его общий смысл, как «договор», который является соглашением, как минимум, между двумя участниками, в котором определены цели, смысл, условия, права и обязанности обеих сторон. Это понятие не точно передаёт значение обоих установлений Божьих — Ветхого и Нового Заветов, как соглашений. В этих соглашениях очевидно неравенство сторон. Какая может быть свобода воли твари против воли Творца?! Исключительно Бог Сам устанавливает условия Своего соглашения и только Он определяет последствия их исполнения или нарушения. Человек может только решать присоединиться к этому соглашению или воздержаться.

Разделение единого Завета единого Бога на Ветхий и Новый условно, и в разрезе договора между Богом и человеком неуместно. Они содержат вместе все договорные условия. Иисус ничего из Ветхого Завета не отменял, Он только сравнивал (сказано там так, а я говорю...), разъяснял, дополнял и исполнял. Заповеди, данные Богом Ною и Моисею и дополненные Христом, даны для личности. Они для личных и межличностных отношений самодостаточны. В целом же имеет право на жизнь точка зрения, что Ветхий Завет дан, как руководство для царей земных, желающих вырастить из своего народа народ мудрый, добрый, сильный и великий, одним словом - народ Божиий, раз уж из Израиля получилось что-то не то. В Новом Завете Христос говорит за единое для всех Царство Небесное, которое придёт на землю, по-видимому, поглощая в себя множество царств земных. Это процесс единения душ людей, внутри каждого из которых, уже есть Царство Божие. Соперничество обратится в сотрудничество. Сами книги, содержащие тексты заветов, мертвы. А люди, несущие в себе дух животворящий, его энергию и свет, являются солью этих заветов. Иисус говорит своим ученикам: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям».Это указание на то, что ждёт тех, кто присоединился к Завету сочетаясь с Христом, и трудами тяжкими познал его смысл и дух, то есть стал солью земли, знающей тайны Царства Божия, а потом по слабости воли или гордому недоумию отрёкся от Него. Встреча и общение с человеком, ставшем солью земли, даёт благодати неизмеримо больше, чем чтение книг, так называемых святых отцов церкви, хотя и некоторые из них тоже полезны. Книга не может заменить живого общения. Живое живым. Жив Бог. Идея и сравнение сообщества верующих с овечьим стадом, которое, возможно, и есть церковь с маленькой буквы, хороши тем, что тот, кто мало познал Писание, на уровне овцы, и живёт в стаде по стадным законам «как все» или как «батюшка сказал», с того и спрос, как с овцы. Завет зовёт только дерзких, смелых и сильных, и открывается из них только тем, кто в сражениях познания истратил все свои силы и истощил запасы до состояния полной немощи, после чего на помощь приходит Христос и просвещает Светом, вдохновляет и радует Истиной, наполняет животворным Духом Слов Своих Святых. А для тех, кого Завет не зовёт никакой беды нет. Христос зовёт к себе всех труждающихся и обремененных и обещает успокоение всем, кто кроток и смирен сердцем. Этого достаточно. Соломон верно указывает: «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это — томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». Всё хорошо в меру. Каждому своё. Кому - Завет, кому - совет. Священники значительно украшают и облегчают жизнь многих людей, утешая всех, кто не желает печально умножать скорбь. А чего скорбеть? Пришёл в воскресение на литургию, облегчил душу очищением в исповеди, причастился благодати, послушал советы в проповеди, внёс посильную лепту, пришёл домой, принял баньку, и после бани - лепота... Песня. Очистился душой и телом, принял внутрь себя разных видов благодати и...хорошо настолько, что кажется вот оно Царство Божие внутрь тебя есть... Новый Завет по силам тому, кто вырос в Ветхом, уразумел его истинно, и перерос его духовно, как наставление. Такой человек готов и дерзает идти дальше внутрь себя к настоящей любви Нового Завета. Бог любому желающему открыл такую возможность. Каждому дарована свобода общения с Богом Отцом, с Библией от Духа Святаго и с Церковью во главе с Сыном Божиим. «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле»? - как бы сомневается Христос. Поэтому Бог Отец сначала послал Своего Сына к погибшим овцам Израиля, ибо среди них возросли такие люди, как Дева Мария и Иоанн Предтеча. Возможно, весь смысл всего объединённого Завета в том, чтобы всем желающим того же, чего хочет Бог, было хорошо и на земле, и в Царствии Небесном, и до воскресения, и после. Завет зовёт. Имеющий уши слышать, да услышит!

О райской жизни и смерти Священное Писание нам сообщает мало. Но Господь говорит, что Он сказал нам всё, что нужно. Ни добавки, ни разъяснений не будет. Поэтому о жизни и смерти будем здраво, пока при памяти, размышлять над тем, что сказано. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Из этого фрагмента творения понятно, что состояние смерти человека, это состояние отсутствия дыхания, то есть то состояние, которое было до вдувания в лице дыхания Творца.

А жизнь это - подаренное дыхание Бога как вдохновение на жизнь. Начало жизни - первый вдох, и стал человек душею живою. А смерть - последний выдох и не стало человека. После того, как Бог оживил «труп» Адама, и стал Адам душею живою «насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Из этого текста понятно, что Адам знал, что такое «умрёшь», что такое «смерть», и что такое «смертью умрёшь». Означает ли это, что он помнил своё состояние до того, как Бог вдул в его лице дыхание жизни? А что он ещё мог знать, если ещё никто не умирал? Только своё бывшее состояние. Это память смертная. Память земли. Также очевидно, что у Адама вечной жизни не было, и он был сотворён смертным. Запрета на вкушение плода от дерева жизни не было. Не вкусил. Не случилось. Так часто бывает в бытии. Не было запрета и на вкушение плода от дерева познания, было указано только на последствия вкушения: пока не хочешь умереть смертью - не вкушай. А так-то вообще - как хочешь. Дозволенное Богом самоубийство? Плод не был запретным. Нам известно, что змей обманул в каком-то смысле жену, и она сама ела и Адаму дала. Бог спросил Адама: Ел ли? «Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел».

Когда Адам так отвечал Богу, он, как мне представляется, как бы говорил Богу: Господи, ну Ты же Сам всё знаешь, Ты же Сам всё это придумал - и про жену, и про дерева, и про рай, и про смерть, и про змея, ибо больше ж некому. Делай уже, Господи, то, что задумал, пусть будет всем нам по слову Твоему. Всё равно по другому никогда не было и быть не могло, нет ныне и не будет впредь. Разве это грехопадение? Это не дерзость и не грехопадение со стороны Адама и Евы, а проявление величайшего смирения с волей Творца и Вседержителя. После этих слов в меня любой бросит камень, кто сам без греха. Потому и не боюсь. Ибо, как исполнить заповедь Божию о размножении, наполнении земли и обладания землей сидя в уголке райского сада бесстыдным нагишом?! Всё прошло по сценарию Бога и все хорошо сыграли свою роль. И каждому Отец сказал напутственное слово и пожелал доброго пути. В контексте жизни и смерти Бог сказал Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». Не стоит это воспринимать, как проклятие. Бог объяснил Адаму, как Он устроил мир. Итак, любая человеческая жизнь на земле заканчивается возвращением тела в виде трупа в землю в том или ином виде в той или иной форме. Как нам хорошо известно - так оно и происходит. Всякое слово Божие имеет силу исполнения. Вечной жизни у Адама не было никогда и Бог был против обретения им этого дара. «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». Вот так. Возврата нет. И нет вечной жизни для человека во плоти рожденной, а не воскресенной. Вечная жизнь обещана впервые пророком Даниилом после смерти в виде воскресения вне зависимости от судьбы трупа. Бог не дал человекам никаких указаний относительно правил погребения, и это значит, что либо Его этот ритуал не интересует, либо то, что случается с трупами после смерти для Бога вполне приемлемо.

Прожил Адам, в качестве наказания за пробу плода от дерева познания, всего 930 лет и в тот же день умер смертью. Всё как Бог обещал. Вот так у Бога тот же самый день для Адама длился 930 лет. Счёт идёт на дни…

Интересно, что Бог живущих делит на живых и мертвых. Вот какую историю передаёт апостол Лука – «А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие». Учтём, что в Ветхом Завете похоронить отца была Богом Отцом установленная обязанность сына. Из этой истории усматривается, что этот ученик ещё мгновение назад был в составе мертвого множества живущих, и оказался в живом множестве только потому, что его избрал и позвал Иисус. Умерший из числа мёртвых живущих называется мертвецом. Умерший из числа живых живущих именуется усопшим. Согласитесь, есть разница. Бог не есть Бог мёртвых, но Бог живых. Видимо в этом всё дело. Для человека живой – тот, кто дышит, и мёртвый – тот, кто не дышит. Для Бога живой - тот, кто живёт с Ним, живёт Им и дышит с Ним одним дыханием. Мёртвый - тот, кто не живой. Живой для Бога, живя вместе с Богом, живёт вечно. Может кто-то из живущих сказать про себя, что Бог его считает живым!? Возможно, но я пока таких не встречал. По классификации Бога смерти не стоит бояться никому. Мертвого как закошмаришь смертью? А вечно живому смерть в радость, как переход от земной жизни к жизни в Царстве Божием. Христос так и говорит: «Не бойтесь»! Интересно и другое. Во время земной жизни православный человек имеет общение с Богом, только через материальную составляющую своего тела. Крещение, причастие, исповедь, венчание, соборование и прочее - всё через плоть и кровь. Какой иной способ общения с Богом возможен вне материальных процессов и носителей? - Мысленное общение в творческом молчании. За земную жизнь обрести Святаго Духа в себе, по мысли Серафима Саровского, главная цель христианина. Это и есть обретение умения общаться с Богом в молчании умами, что возможно только имея единый дух, то есть Дух Божий. Иного способа нет поскольку смерть разрушает цельность человека: дух и душа уходят к Богу, а материальная составляющая тела, ставшая трупом, возвращается в землю. Если человек получал в церкви общение с Богом только посредством получения таинств, и не обрёл умения общаться с Богом умом и духом, то после смерти он больше не жилец. Иная судьба ждёт тех, кто обрёл это умение, если он, конечно, не заблуждается на свой счёт. Христос так и говорит, что вечная жизнь доступна всем, кто хочет. Кто хочет отвергнуться от себя, взять свой крест и следовать за Ним. Это кардинальное обновление своего мышления, духа, воли и признание приоритета Бога во всём. Любая измена Христу на этом пути лишает блудливого предателя блаженства вечной жизни. Как осилить путь? Нет ни путёвых, ни путевых советов. Разбойнику, распятому рядом со Христом, хватило менее минуты, а иному и лет триста маловато будет. Это и понятно - много званых, но мало избранных. Так говорит Христос. Для себя решил так. Смерти не бояться. На собственное погребение не обращать внимания, ибо Бог считает православный обряд дозволительным, значит можно проводить его скромно, без пошлого «чтоб не хуже чем у людей». Действительно, грех лелеять свою гордыню и тщеславие, если Бога и усопшего все эти глупости не интересуют никак. Мне кажется сущностно важным только одно - продолжать духовное мысленное общение с умом и духом усопшего, которое как в раю дарит единый мир всем временно живым и усопшим.

Заповедный лес это - что-то близкое к райскому саду, где Бог, змей, Адам и его жена жили до поры мирно. Потом были известные события. Как общался Бог с человеком? Да, в общем то, вполне по-человечески: то Сам говорил, то спрашивал, то отвечал, как всегда, за всё и за всех. То приказывал, то благодарил за службу, а то и устраивал разнос. То карал, то награждал. То обещал благодати - не вместишь, то кошмарил так, что последнее отдашь. Если соотносить смысл слова «заповедь» в русском языке и тех слов, которые употреблены в Библии, то окажется, что «заповедь» - это то, что Бог сообщил человеку для исполнения, иногда словом, иногда Дух Святой даёт понимание сообщения без слов (он тебе даёт уста), и исполнение сообщённого дарует человеку обетованное Богом блаженство. А не соблюдение влечёт кару от Отца нашего Небесного. Хронологически заповеди людям сначала говорил Творец Адаму и жене его, затем Бог говорил Ною, его жене, сыновьям Ноя, и их жёнам, потом Моисею и иудейскому народу, потом пророкам, и наконец Сын Божий сказал заповеди своим ученикам тоже из Иудейского народа, но перед вознесением приказал им научить все народы соблюдать то, что Иисус заповедал соблюдать своим ученикам. Сам Иисус часто ссылался на Ветхий Завет и на разных пророков, поэтому надлежит выявить все слова Божии, что были сказаны в виде заповеди и не были впоследствии изменены или отменены и таким образом стали и остаются заповедями для христианина. После первого прочтения Библии со многими толкованиями, которые растолковывали мне бестолковому до состояния удовлетворения, я не нашёл оснований согласиться с традиционным взглядом на заповеди, когда ими называют 10 заповедей Моисея с добавлениями Иисуса Христа. Мне представляется, что первая заповедь, которую Бог дал не только Адаму и его жене, но всему сотворённому миру, видимому и невидимому, живому и не живому, движимому и недвижимому это - послание всей твари о том, что Бог сотворил всё хорошо. И хорошо весьма. И это не обсуждается. И ничьё мнение на этот счёт Бога не интересует. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Если какая-то тварь не согласна с этим посланием Творца, то дальнейший её разговор с Богом невозможен. Не нравится - умирай смертью. Без признания этой первой по времени сообщения заповеди дальнейшее общение с Творцом невозможно и бессмысленно. Это самая трудная для понимания, приятия и исполнения заповедь. Хорошо, пока тебе хорошо, но когда умирает внезапно твоя молодая дочь, то очень трудно сказать, благодарю Тебя, Господи, Ты всё создал хорошо, и то, что произошло тоже хорошо. Но без принятия этой заповеди всё остальное - обычное философское лицемерие. Если человек принял эту установку Бога о том, что что бы не произошло, всё равно - хорошо, то можно с ним дальше продолжать разговор о Боге. Иначе нет почвы. Эта заповедь - фундамент. После того, что всё хорошо, Бог сообщает человеку вторую заповедь о том, что нехорошо человеку быть одному. Для превращения нехорошо в хорошо, Он творит ему жену и приводит к её к человеку. Далее Бог сообщает человеку путь его жизни: «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть». Это третья по времени отдания заповедь. Далее, когда Господь, установил для человеков, что единицей человеческого сообщества, является брак, Он для этих единиц, для мужей и жён, ответил на извечный вопрос «Что делать»? – «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Здесь пять подзаповедей в одной. Одинаково важно: плодитесь, то есть трудитесь, производите свой плод и делитесь им; размножайтесь - продолжайте свой род без лени; наполняйте землю - не оставляйте землю пустой, сейте, жните; обладайте ею - заботьтесь о ней и любите её; владычествуйте - царствуйте, как царь готовый положить жизнь свою за свой народ. Ничего более делать Бог не приказывал. И вот тут, зная, что человек самовольнодовольное существо, Бог говорит «от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который вкусишь от него смертью умрешь». Иными словами, Бог сказал - не лезь не в своё дело, Я всё сделал хорошо, не тебе, образина бесподобная, судить что добро, а что зло. Не суди - дольше проживёшь. Люди выбрали смерть. Но Бог этой заповеди не отменял. По-прежнему тому, кто лезет не в своё дело, возомнив себя Богом, грозит смерть. А кто не лезет? Собственно с момента, как возомнил, так уже и мертвец. Мне представляется, что если бы люди и иной тварный мир стремились исполнять эти заповеди, то было бы хорошо весьма. Но не так было в жизни. Люди соблюдали заповеди так, что Бог решил не только их, но вообще всё что натворил, потопить, сохраняя жизнь только избранной Им части из того, что Сам сотворил. Ною и всем, кто вышел с ним из ковчега, Бог дал удивительное обещание: «Не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал». Бог это сказал в сердце своём, но человек услышал! Человек не слышит, когда не хочет, и каждый слышит то, что хочет. Вот. С той поры нам от Бога ничего поражающего не грозит. Поразить не может, но может удивить до безумного изумления. Поразить себя можем только мы сами. И мы с этим справляемся поразительно. Эта заповедь о непоражении в будущем, должна была бы, наверное, изменить всё отношение к Богу от страха ко всеобщей любви. Но так тоже не произошло. Что же изменил Бог в своих заповедях после потопа? Бог заменил владычество человека над миром, на страх всего нечеловеческого, отданного в руки человека, перед человеческим произволом. Иерархия страха: всё живое нечеловеческое страшится человека, а человек боится Бога. Так было задумано, но снова всё пошло не так. Не благодарно пОшло и неразумно бесстрашно всё пошлО. Тогда Бог решил избрать себе праведника с его женой, и от них взрастить себе народ, который Он бы непосредственно воспитывал с младенчества, как земной и Небесный Отец в одном лице. И тогда Бог решил дать своим детям через Моисея 10 заповедей. В них нет ни слова о любви человека к Богу, к себе и к ближнему. Требование о любви к Богу придумал Моисей самостоятельно, на свой страх и риск, и изложил его так: «и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими». Заповедь – «люби ближнего твоего, как самого себя», появилась позднее во время научения Господом левитов, по нашему священников. Эти заповеди позднее произнёс Христос, и они обрели силу слова Божия для христиан. Сын Божий сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». Вот вроде бы и все заповеди. Христос поднял планку силы любви на уровень Своей любви к ученикам. Ученикам это было понятно, они опытно ощущали, как именно их возлюбил Христос, а нам как понять - А как Он возлюбил их? Мы можем получить представление об этом только из текста Евангелий и посланий апостолов, которые общались и дружили с Ним. Мне после изучения Нового Завета представляется, что Его любовь к разным личностям была разной. Была любовь к любимому ученику Иоанну, была иная любовь к трижды со страху отрекшемуся от Него Петру, была даже какая-то любовь к продавшему Его Иуде. Это похоже на человеческую любовь. Про себя могу сказать, что я к разным людям, к кем довелось встречаться и общаться, отношусь по-разному. Я бы дерзнул назвать это разными уровнями любви. Когда составлял генеральную исповедь за всю прошедшую жизнь, то спрашивал себя - есть ли люди, которых бы я ненавидел до сих пор, или есть ли обиды, которые я уже не простил бы? Оказалось, что нет. Нет ни ненависти, ни обид. «Всё прошло, как с белых яблонь дым». И есть желание, чтобы всё было хорошо. А оно так и есть. Так заповедано. И Слава Богу за то, что дозволяет с Ним молитвенно общаться.

Мои отношения с молитвой, наверное, обычные для рожденного в СССР в 1959 году. В дошкольном возрасте бабушка рассказала мне молитву «Отче наш», которую я запомнил. Затем последовал небольшой перерывчик лет этак на пятьдесят, после которого я в Молитвослове прочитал вторую в своей жизни молитву. Потом дело пошло поживее и сейчас я уже сам сочиняю себе молитвы. Слово, переведённое на русский язык, как молитва, в Ветхом Завете имеет несколько значений, но основное - это обращение к Богу. В самом общем смысле - общение человека с Богом - Ты мой Бог, а я Твой человек, потолкуем что ли!? Святой Дух – лучший друг. В Новом Завете содержание слова «молитва», на мой взгляд, было существенно сокращено до уровня прошения или выпрашивания. Сам Иисус Христос по своей инициативе не учил учеников молитве. Он сам молился, то есть общался с Отцом как Сын. А ученикам по их настойчивой просьбе дал образец молитвы, позднее названной «Отче наш». Бог Отец тоже не требовал и не просил людей молиться. Он благословлял плодиться, а не молиться. Вспоминая свою «весёлую молодость», когда я и не думал о молитве, Господь столько раз спасал меня от расправы, что есть все основания предположить, что Ему моя молитва была не нужна. Он легко обошёлся без неё. Люди придумали, что Бог их создал для того, чтобы у Него была возможность пообщаться с умным человеком, а значит Он хочет общаться, и Ему нравится, чтоб человек молился. Предположим, что у Бога есть действительная потребность в общении с человеком. Как у Отца с сыном. Каковы обычные правила общения? Участники общения приветствуют друг друга, подтверждая, что их встреча им приятна. После приятия друг друга для продолжения общения должна быть признаваемая обоими общая интересующая тема. А какую тему для обсуждения мы можем предложить Господу, чтобы ему было интересно? Обычно люди встречаясь после разлуки интересуются: что нового? А Бог то вроде знает всё. Этой темой могут быть наши планы на день и на жизнь. Говорят, что, если хочешь рассмешить Господа, расскажи Ему о своих планах. А почему бы, собственно, и нет?! — вместе и посмеяться с раннего утра для поднятия и создания хорошего настроения на весь грядущий день. После того, как общение продолжено, оно должно вовремя прекращаться или прерываться, чтобы дело не доходило до тошноты. Чтобы оставался голод до общения - чувство нищеты духа. Разлука очень полезная штука. Чем человек в общении может обогатить Бога? Только той радостью, которой младенец сын способен радовать Отца. Если так, то наши молитвы для Бога, как детский лепет на лужайке. И разумные отцы, если имеют возможность не навредить, радуя себя, удовлетворяют некоторые прошения сыновей. Будьте как дети, говорит Христос. Чтобы отдать себя полностью во власть Отца, будучи взрослым человеком, имеющим здравый ум и добрую совесть, требуется большое мужество и великое доверие, основанное на результатах познания. Поверить не только в то, что Отец тебе не даст змею вместо рыбы, а также в то, что если Отец оторвёт тебе ногу или голову, то так тому и быть, ибо это хорошо для всех и для тебя в первую очередь. Поверить не меньше, чем Иов многострадальный, которому сначала Бог дал всё (жену, детей, друзей, мудрость, здоровье, богатство, власть), потом дозволил сатане всё это отобрать самым циничным образом, и после многих страданий снова вознаградил за не утрату веры всём, что отобрал. Такая вера возможна, если это не результат болезни или умственной отсталости, только на основе глубокого познания Бога. Быть младенцем, это одно, а быть взрослым младенцем, совсем другое. Общение и разговор с Богом, который внутри тебя, происходит в виде общения со своими совестью и умом, которые обладают своим внутренним голосом. Это одновременно и наука, и искусство. Этому нужно долго и трудно учиться, и практиковать ежедневно. Это молитва, как умение слушать, слышать, думать, понимать, принимать и исполнять. Сколько раз в жизни я прекословил своему внутреннему голосу аргументами чужих и своих как бы знаний и того, что люди называют логическими рассуждениями, столько раз я попадал, мягко говоря, мимо того куда хотел. И потом долго и трудно вылазил из этой очаровательной части тела, если она, конечно, по выражению Жванецкого, красивая женщина. А вот в тех редких случаях, когда я, невзирая ни на что, слушался Его получалось в итоге хорошо, ибо у Него всегда всё хорошо получается.

Бог внутри меня, поэтому нужно верить в себя, как в Бога, слушать свой внутренний голос, не только как голос совести, которая познала добро и зло, но и как голос Бога, голос мудрости твоей, которая лучше всех знает, что для Бога, для тебя и для ближних хорошо. И нужно научиться оставлять Бога ради Бога. В молитве должна быть гармония и мера. Бог не обязан с тобой общаться непрерывно, слушая ту чушь, что ты несёшь... Когда человек говорит, он уже не думает, ибо работает язык, но не мозг. Помолчи, дай Ему хоть слово вставить. А если уж посчастливилось услышать слово Божие, то думай его молча. Единица сотворения, существования и познания человечества это - единение Бога, мужа и жены в Одно, что составляет малую Троицу. Все остальные кто по одиночке - ноли. Общеизвестно, что они тоже нужны, без них также невозможно, как и без единиц. Каждая малая Троица неповторима. Если Бог во всех малых Троицах один и тот же, то неповторимость им придают личные качества мужа и жены. Это дерзкий вывод. Или Бог в каждой малой Троице разный? Или и то, и то, и ещё и это, как обычно? Неповторимость зачинается, рождается и возрастает в сотрудничестве. Молитва бывает одиночная частная, как у монаха отшельника в затворе, или коллективная общая, как Литургия в храме. Но есть истинная молитва, как мне представляется, и это общение в малой Троице. Христос не зря учил молиться начиная со слов «Отче наш», именно наш, а не мой, это важно. Возможно, настоящая молитва начинается тогда, когда муж и жена начинают общаться с Богом не по одиночке, а вместе. Это начало прорастания из единой плоти единодушного единого духа. Это мысль или вымысел? - не отвечу. Мне ни разу не удалось проследить путь прихода мысли. Её, как данность, сообщает внутренний голос. Дарит Бог. Предчувствия, что вот-вот придёт нечто - были, но что, как и когда? - угадать не дано. И всегда то, что приходило превосходило мои ожидания и было совсем не таким, как мне подсказывали мой позаимствованный из книг и чужих голов разум и как бы мыслительный процесс. Это и есть общение с Богом, обмен душами и мыслями с Ним. Я за последние годы прочел тысячи молитв, около сотни исследовал, много написал сам, но, несомненно, самая хорошая для начала общения в малой Троице, всё-таки «Отче наш» и не только потому, что грех соревноваться с Христом. Она о том, чтобы сейчас же эта семья стала жить на земле, как в Царстве Небесном. Чтобы Бог, муж и жена хотели друг для друга того же, чего хочет Бог, и удовлетворяли свои хотения так, как это угодно Богу. Положить душу за друга своего означает просить Бога за него, а не за себя. Для друзей, которые не являются друг другу мужем и женой, система общения с Богом и друг с другом, описанная мной как малая Троица, теоретически так же хорошо применима. Если два друга соберутся вместе пообщаться с Богом и друг с другом... Если... У меня пока такого опыта нет. А значит и продолжать размышлять на эту тему глупо. А вот с женой совместное одновременное общение с Господом происходит часто во время прогулок по парку. На самом деле так и нужно, собраться вместе и помолчать, чтобы попытаться услышать Бога вместе. Как на концерте классической музыки. Все молчат, но внутри каждого, (здесь я сужу по себе как всегда) начинается пробуждение и брожение ассоциаций, воспоминаний, новых мыслей, рождается в душе и в уму то чего не было до того, причём не было и в помине, и знакомство с этими новыми для тебя чувствованиями и мыслями повергает тебя в вихрь вдохновения, и ты получаешь удовольствие уже не только от исполнения музыки, но и от тех чувствований, мыслей, которые она в тебе вызвала. Хороши дары Божии: мир, мысли, молитва и музыка. Благодарим за жизнь вместе! Это и есть молитва. Хорошо.