Если фильм провалился в прокате - о чём это говорит? О качестве фильма? Но здесь факт провала говорит о "качестве" зрителей!
Если фильм "про религию" и главный герой - монах, трудно ожидать, что сегодняшний зритель вообще пойдёт в кинотеатр. А те, что всё-таки пойдут, разделятся на непримиримые лагеря, не так ли?
Но "Страсти по Лютеру", фильм 2003 года, (именно с таким названием фильм вышел в наш прокат, в оригинале просто "Лютер") - тот редкий случай, когда будешь просто смотреть и любоваться высотой духа человека... вроде бы, обыкновенного. И примерять на себя: а я смогу? Не то, что пойти против всех, а хотя бы высказать своё непопулярное мнение? Как же ему удалось стать творцом современной Европы, сформировать духовное пространство от Германии до Канады?
Скромный августинский монашек, в отличие от большинства своих "коллег", обладал совестью. Посреди размеренных будней монашеской жизни ему не давал покоя вопрос: насколько практика церкви соответствует Писанию? Вопрос отнюдь не схоластический: ведь к простоте-бедности-покорности призывают те, кто утопает в роскоши. Те, кому и мечтать больше не о чем, кроме бОльшей власти над бОльшим количеством людей - и ради этого они затевают войны. Те, кто боится, откровенно боится, что люди ПРОЧТУТ Библию!
Вот ведь в Чехии уже прочли - и восстали. Всем вдруг стало интересно: "Когда Адам пахал, а Ева пряла - где был дворянин"?
Сколько же Мартину Лютеру надо выяснить для себя прежде, чем убеждать других! Для начала перевести Библию с мёртвой латыни на простой и понятный соотечественникам немецкий язык (этот перевод в Германии до сих пор считается лучшим).
Понимал ли тогда сам Лютер, какой системе бросает вызов? Всем князьям церкви во главе с Папой, всем князьям земным, ведущим нескончаемые войны, всей науке, ещё не вышедшей из монастырской кельи! Но если сам Бог на его стороне... Сам себе не простит, если скроет открывшуюся ему истину!
Его не покидает ощущение собственной греховности: ради чего можно всё видеть - и молчать? Ради скромного монашеского пайка? Тёплой рясы да крыши над головой?
Наивно? Да. Таким вот и сыграл своего героя актёр Джозеф Файнс. Наивным, безусловно честным, и достаточно мужественным, чтобы "поднять меч".
Причём перед нами отнюдь не монастырский затворник, не кабинетный учёный. Жизнь вокруг себя он прекрасно видит.
Вот юная мать, сама почти девочка, добрая и наивная почти до слабоумия. Её дочка - калека. Все силёнки матери отданы безнадёжно больному ребёнку...
Драма для любого времени. Но здесь матери внушают, какая она грешница! Купит индульгенцию - и её ребёнок встанет на ноги. И она покупает, не подумав о том, чем теперь накормить дочку. И радостно показывает Лютеру бумагу, которую и прочесть-то не может: "Теперь моя девочка поправится! Что?.. Думаете, не поможет?"
Кажется, это становится последней каплей: Лютер не может больше молчать, не может соучаствовать!
Пересмотреть всё христианство?! Нет, по мысли Лютера, надо просто вернуться к истокам, не замусоренным позднейшими домыслами - к простым и ясным проповедям Христа.
И на дверях Церкви Всех святых в Виттенберге появляется бумажный свиток - "95 тезисов". Вопросы, которые Лютер хотел бы выяснить с профессорами Университета. Тезисы к диспуту. Первый камешек будущей лавины.
Итак, истиной предлагается считать то, что сказано в Писании. Исключительный авторитет Библии. Чтобы понять эти простые истины, необходимо читать Писание на родном языке.
Но если человек в состоянии сам прочесть и понять, зачем ему священник? И вообще церковь? Нет, обойтись совсем без организации едва ли получится, но по крайней мере церковь не должна быть стяжателем богатства, а священник не должен считать себя посредником между богом и прихожанином. Он просто председатель собрания единомышленников, наделённый даром слова, убеждения. Не может быть и речи о поклонении мощам или авторитете Римского Папы!
Ах, папа его проклял? В огонь его проклятие!
Так неужели - САМ? Поневоле возникнет вопрос, кто же стоял за Лютером, кто его покровители? Но фильм не грешит против истины: поначалу единственным покровителем был курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый (последняя роль Питера Устинова).
Действительно мудрый, если понял: всё это так просто и так логично, что за мятежным монахом пойдут тысячи и тысячи. Тут надо не препятствовать, а возглавить, убедив в его правоте дворянство!
А ведь угроза костра была более, чем реальна, но осудить не решились - поняли, что вызовут лавину.
И всё равно за отчаянным монахом пошли сотни, тысячи... половина Европы!
А потом бывший монах ... женился. На беглой монахине Катарине фон Бора. Единомышленнице.
И ничего, что двум вчерашним католикам "негде преклонить голову". Их семейная жизнь началась в развалинах монастыря - но они были счастливы. По канонам католической церкви оба не имели права вступать в брак, но раз уж вступили - никогда и никто не подозревал в "незаконнорожденности" их шестерых детей!
Весь фильм - неторопливый, обстоятельный рассказ о предыстории, начале Великого Раскола Европы. Раскол - это плохо? Или всё же есть, о чём поспорить, если его результат - современная западная цивилизация?
С каким размахом она отмечала свой юбилей в 2017 году - 500 лет!
Но прежде всего это фильм о Человеке - творце Истории. Адресованный всем, кому хочется поразмыслить и о своей жизни тоже.
Ещё о кино: