Найти тему
Стас Маевв

Два (таких разных) размытия

Эта картинка выдается на первом экране Гугла по запросу «apd lens». И она отлично иллюстрирует этот пост.
Эта картинка выдается на первом экране Гугла по запросу «apd lens». И она отлично иллюстрирует этот пост.

Если вы снимали на какой-нибудь Гелиос 44 со старого Зенита, то знаете, насколько пеструю бокеху он рисует. Поначалу это может вызывать восторг, но чем дальше, тем сложнее дружить с таким навязчивым выразительным средством.

Фотографы часто оценивают качество размытия объектива по шкале, на которой пестрая гелиосная бокеха занимает место ближе к концу. А в лидерах, соответственно, очень мягкое кремовое мыльцо. Почему так?

Понятно, что в мире выразительных средств нельзя навсегда назначить что-то плохим, а что-то хорошим, всегда есть куча оговорок.

А посмотрим-ка на картинку выше. Она показывает разницу рисунков объективов с АПД-элементом и без такового.

АПД — это от «аподизация». И в данном случае имеется в виду просто плавная виньетка, нанесенная на одну или парочку линз объектива.

Но АПД-объективы редки, поэтому эта картинка здесь просто для иллюстрации того, чего можно ждать от нежного и от агрессивного размытия.

Сразу бросается в глаза, насколько больше деталей дает выразительная версия: куча форм, обводок, интересных эффектов на пересечении бокешных лимончиков. Настоящий рисунок, который сам по себе имеет ценность и характер.

Такое выразительное средство сразу обращает на себя внимание. В первую очередь — внимание самого фотографа, особенно если тот, что называется, дорвался: получил такой мощный инструмент после скучного смартфона или китового объектива. Именно этот опыт за три копейки дарит условный Гелиос (который, кстати, рисует даже более выразительно).

Возникает соблазн фоткать боке, делать его одним из главных героев кадра. К сожалению, мало кому интересно всерьез разглядывать эти боки дольше пары секунд, кроме самих фотографов.

А можно ли снимать с боке, не делая его главным героем? Ведь сильно размытая область вне резкости не дает какой-то реальной информации о сцене. И тут пестрая бокеха условного Гелиоса заботливо подкладывает свинью: она не может не быть одним из главных героев. Она очень выразительная, она притягивает к себе взгляд, содержит кучу высокочастотной «пустой» информации: как раз все эти обводки кружочков, рябь на их пересечениях и так далее.

Посмотрите еще раз на картинку выше: планы вне резкости настолько детализированы, что спорят с моделью. Как будто мы напечатали на трех бумажках слои — фон, героя и плямбы на передний план — и налепили их друг на друга, получив почти Саус-Парк. Сравните с плавной версией, где при практически идентичной композиции появляется объем, а планы разносятся по глубине.

В принципе, шо то шо то имеет примерно равные права на ярлычки «красиво» и «некрасиво». Но в разных контекстах работать две бокехи будут по-разному. Нужно привлечь внимание зрителя к объекту съемки — лучше подойдет бесхарактерная мягкая бокеха. Нужно создать дополнительное напряжение и слегка сломать мир кадра — нервная бокеха может помочь (особенно, колечки какого-нибудь зеркально-линзового телевика, на который можно бесконечно снимать триеровское безумие).

А Гелиос все равно говно. Но на полочке должен быть.

А на сегодня все. Спасибо за внимание, отправляю обнимания.

t.me/slylama

youtube.com/slylama

Счастливо!