Найти тему
Стас Маевв

Скевоморфизм никуда не уходил

Раз уж начали про такую часть визуальной культуры, как графические интерфейсы, то продолжим. Люблю это дело. Под прошлым постом случилось небольшое обсуждение, где в очередной раз похоронили скевоморфизм. Что очень преждевременно.

Давайте сперва освежим память. Скевоморфизм — это когда одна штука, сделанная человеком, по какой-то причине имитирует другую штуку, сделанную предыдущим человеком. Например, электрическая лампа в виде подсвечника. Скевоморфные предметы часто стремяться быть похожими на своих идейных предков, гранича в этом отношении с безвкусицей, но скевоморфизм сам по себе — это не плохо.

Например, реальные предметы часто имитируются в электронных интерфейсах. Кнопки могут быть похожими на реальные кнопки, записная книжка косит под бумажный блокнот и так далее.

Но в 2013-м году, когда вышла АйОС 7, случилось два события:

  1. Куча народа узнала о существовании слова «скевоморфизм», до которого никому раньше не было дела
  2. Те же люди тут же похоронили этот, кхм, тренд в дизайне

Почему так? Потому что до этого в Айфоне были объемные значки, а тут вдруг стали плоские. А раз плоские, скевоморфизму делать в Айфоне больше нечего. Ну и во многих других местах тренд активно шел на уплощение, убирание тенюшек и псевдообъемов.

Но пострадал ли от этого скевоморфизм как явление? Практически нет.

Небольшая ремарка. Тренд на плоские интерфейсы в десятых годах случился не просто так. Помимо чистой моды у него есть и другая причина, о которой многие знают: люди привыкли к электронным интерфейсам. Раньше имитация реальных кнопочек/блокнотиков/какашечек помогала людям ориентироваться в незнакомой среде.

▶️ Вот кнопка, значит, на нее можно нажать.

🗒 Вот блокнотик, значит, в него можно записать ночное откровение.

💩 Вот какашечка, будем друзьями.

А теперь массовый пользователь привык к тому, что яркий прямоугольник с подписью — это кнопка, и больше нет необходимости ограничивать полет дизайнерской лени и накидывать на нее имитацию объема. К тому же, интерфейсы из простых векторных фигур гораздо легче адаптируются под разные форматы экранов, которых в десятых годах становилось все больше.

Но несмотря на то, что кнопочки стали плоскими, основные метафоры в тех же мобильных интерфейсах остались более чем скевоморфными.

Не верите? Поверите.

Как устроена прокрутка в типичном смартфоне? Надо поставить пальчик на экран, провести им по направлению прокрутки и содержимое сместится вслед за ним. При этом, если остановить палец не отрывая от поверхности, содержимое экрана также послушно остановится; а если разогнать палец и оторвать его от экрана без обозначения остановки, то содержимое полетит дальше по инерции.

Понятно, что никакой инерции у электронных формочек нет. Тогда почему мы настолько легко и привычно воспринимаем такое поведение? Ну, в нашей повседневности присутствует простой объект, физика которого ведет себя схожим образом. Это листок бумаги. Его вес не позволяет сопротивляться воздействию пальца, он послушно последует за пальцем куда тот потянет, и он имеет склонность улетать со стола, если его разонать и отпустить. Прямо как Айфон.

В самом сердце тач-интерфейсов лежит скевоморфная метафора бумажного листа.

Иконка настроек пародирует шестеренку. Иконка часов не только пародирует часы со стрелкой, но и совершенно корректно, с точки зрения часов, ведет себя, показывая текущее время.

Иконка звонилки — трубка проводного телефона, которого последнее поколение не видело ни разу в жизни. Кнопка сохранения в программах до сих пор выглядит как дискета, которую в глаза не видели два последних поколения людей.

Погнали в другую область. Дорожный знак «велосипедная дорожка» представляет собой иконку велосипедиста. Что? Это не скевоморфизм, это просто способ наглядно связать сообщение с функцией? Ну, знак «кирпич» не связан с кирпичами, а сообщение передает. Безо всякого скевоморфизма, в отличие от знака велосипедной дорожки.

Тут можно привести миллион примеров. Суть как бы одна: дизайн, помимо моды на визуал, имеет целью коммуникацию. А тренды в передаче сообщения меняются гораздо менее быстро.

Кнопки «закрыть», «удалить», «отменить», запрещающий знак светофора и еще несколько негативных фиговин часто покрашены в красный. А куча всегда в электронных интерфейсах будет опираться на объекты реального мира и их поведение. Даже если это не считывается напрямую, а просто работает привычно. Так что скевоморфизм еще и нас переживет.

П.С. Кстати, я, как пользователь смарта Сяоми, не могу не возмущаться от совершенно гадкой и бесполезной визуализации процесса зарядки при подключении провода. Это тот избыточный скевоморфизм, который не нужен и плохо пахнет.

А на сегодня все. Спасибо за внимание, отправляю обнимания.

t.me/slylama

youtube.com/slylama

Счастливо!