Найти в Дзене
Стас Маевв

Чем больше цвета, тем меньше цвета

Знаете, что происходит, когда мы увеличиваем насыщенность фотки? Мы теряем цвета. Чтобы понять, что же я такое несу, давайте сперва поглядим на пару картинок. Они получены проявкой одной равки с разной насыщенностью. Если сперва немного посмотреть на вторую, то первая потом может показаться тусклой. А если сперва открыть первую, то вторая потом будет выглядеть пережжено-пестрой и дисгармоничной (особенно стыки синей краски и желтоватой штукатурки). Если восприятие поворачивается на 180° в зависимости от порядка просмотра картинок, значит ли это, что степень насыщенности — вопрос чистой вкусовщины? И да, и нет. Скорее, это вопрос задачи, потому что в обоих случаях мы что-то теряем и что-то приобретаем. Давайте разберемся, что именно. Самое заметное приобретение второй проявки — очевидно, сама насыщенность цвета. Соответственно, это то, что мы теряем при проявке первой. Какой смысл делать цветную фотографию, если потом приходится прибивать цвет? Но у второй картинки есть вполне объективн

Знаете, что происходит, когда мы увеличиваем насыщенность фотки? Мы теряем цвета.

Чтобы понять, что же я такое несу, давайте сперва поглядим на пару картинок. Они получены проявкой одной равки с разной насыщенностью.

Первая
Первая
Вторая
Вторая

Если сперва немного посмотреть на вторую, то первая потом может показаться тусклой. А если сперва открыть первую, то вторая потом будет выглядеть пережжено-пестрой и дисгармоничной (особенно стыки синей краски и желтоватой штукатурки).

Если восприятие поворачивается на 180° в зависимости от порядка просмотра картинок, значит ли это, что степень насыщенности — вопрос чистой вкусовщины?

И да, и нет. Скорее, это вопрос задачи, потому что в обоих случаях мы что-то теряем и что-то приобретаем. Давайте разберемся, что именно.

Самое заметное приобретение второй проявки — очевидно, сама насыщенность цвета. Соответственно, это то, что мы теряем при проявке первой. Какой смысл делать цветную фотографию, если потом приходится прибивать цвет?

Но у второй картинки есть вполне объективные недостатки, которых лишена картинка первая. Понять, что с ней не так, нам поможет модель HSL.

Цветовое тело в модели HSL
Цветовое тело в модели HSL

Что это за чудесная юла? Это цветовая модель HSL (не путать с ее кузинами-двойняшками HSV и HSB).

HSL получилась, когда люди поумней меня решили, что модель RGB не особо подходит для некоторых задач, и преобразовали ее всякой разной математикой.

В чем суть. Как и RGB, это трехмерная модель. Только вместо осей красный-зеленый-синий в ней выставлены оси тон-насыщенность-светлота.

Светлота меняется по вертикали, насыщенность — от вертикальной оси к краям фигуры, а тон — по кругу.

Я украл картинку из Википедии, потому что до сих пор не знаю, как сделать трехмерное цветное облако, которое описывается тремя градиентами, один из которых идет по кругу. Если вы знаете — помогите закрыть гештальт.

На фотке выше есть голубая стена с некоторой вариативностью цвета. А давайте-ка прикинем, как цвет может варьироваться согласно нашей юле.

Цвет может менять:

  • тон (голубой станет синим или бирюзовым)
  • насыщенность (голубой станет серее или ядовитее)
  • яркость (посветлеет или потемнеет)

Например, мы взяли краску и покрасили стену. Понятно, что она не будет идеально ровно-голубой на фото. Свет, рельеф старой штукатурки, неидеальность мазков кисти — от участка к участку цвет будет отличаться от того, какой был в банке с краской. Пусть цвет смещается, а мы прикинем, насколько он это сможет сделать на фотографии.

Забудем про вариативность по тону, чтобы оставаться в рамках двухмерности. Тогда, в зависимости от того, насколько голубой была краска в банке, мы сможем увидеть вот такие вариации, если верить модели HSL:

-4

Как видно, больше всего возможностей у средне-насыщенной краски.

При повышении насыщенности вариации быстро ограничиваются максимумом, а при излишнем понижении уходят в серый. Сходные проблемы будут у слишком светлой или слишком темной краски — средняя точка приблизится к верхнему или нижнему углам треугольника.

А теперь самое главное.

Ф О Т О Ч К И Т О Ж Е С Т Р А Д А Ю Т

Помните утверждение, что мы что-то теряем из-за насыщенности? Вот и ответ. Излишне повышая насыщенность, мы теряем вариативность цвета. Вся цветовая гамма картинки сдвигается к краю юлы, разнообразие цвета превращается в пестрые пятна без деталей. Можно даже устроить проверку на размер файла: полученный из равки перенасыщенный джипег как правило занимает чуть меньше места на диске, чем джипег нормальный.

Это не обязательно плохо всегда, для какой-то задачи вполне подойдет пестрая бедная палитра (например, рекламный банер или детский мультик, да даже специфическое настроение фотографии). Но вот производители мобильных телефонов сделали перенасыщенную проявку фотографий универсальным рецептом, что сильно ломает людям вкус к цветному фото в принципе.

Полезно помнить, что в обработке мы всегда вынуждены чем-то жертвовать в пользу нужного. Либо мы кидаем в зрителя яркие однообразные краски, либо даем богатое сдержанное изображение.

Если вы начинаете замечать в своих снимках какой-то общий дисгармоничный знаменатель, попробуйте не глядя снизить в Лайтрумчике или Капче сатурейшн процентов на двадцать-тридцать и посмотрите на результат через пару часов. А затем вернитесь к обычной версии. Высок шанс того, что дисгармония цветов насыщенной картинки бросится в глаза и вам захочется пересмотреть стандарты своей проявки.

А на сегодня все. Спасибо за внимание, отправляю обнимания.

t.me/slylama

youtube.com/slylama

Счастливо!