Найти тему

Великие фрески маленькой церкви: росписи Джотто

В фильме Пьера Паоло Пазолини «Декамерон» среди череды насмешливых, язвительных, сальных, лиричных, трагических эпизодов был один совершенно удивительный, ставший центром всей картины. Тем более удивительный, что в книге Боккаччо его нет.

Это киноновелла о художнике XIV века Джотто. В фильме его сыграл сам Пазолини. Грубо высеченные, ассиметричные черты лица – и невероятно гармоничные фрески с блестяще примененной перспективой (которую, как принято считать, Джотто и открыл).

Пазолиниевский Джотто был, наверное, самым странным персонажем всего этого «собранья пестрых глав». И единственным, кому в земном открылось небесное – чудесный сон о Богородице. Чем-то взгляд режиссера на своего героя перекликается со словами Вазари: «И поистине чудом величайшим было то, что век тот, и грубый, и неумелый, возымел силу проявить себя через Джотто столь мудро...»

Можно спорить с тем, что век был «грубым и неумелым». Но Джотто действительно был главным мастером своей эпохи, ключевой фигурой проторенессанса, художником, преодолевшим византийскую иконописную традицию. В его фресках впервые появляются пространство, глубина, усложняются характеры. Появляется все то, что позднее гениально разовьют Леонардо, Микеланджело, Рафаэль, Тициан и другие классики Высокого Возрождения. Только непосредственности и строгой веры у них будет меньше.

Вершина Джотто – его фрески в капелле Скровеньи в Падуе, небольшой церкви, которую он прославил. Изображая земной путь Христа, наибольшей выразительности он добивается там, где сближает лица, дает их «крупные планы». В «Поцелуе Иуды» среди всеобщего гама и ярости лишь два персонажа выглядят внешне спокойными – Иисус и предавший его ученик. Но это внешнее спокойствие говорит нам о них все. А в «Оплакивании Христа» склонившаяся над сыном Богоматерь полна такого отчаяния, что, как сказал искусствовед Алпатов, оно не находит «ни слов, ни слез, ни жестов». И вновь внешнее спокойствие прорывается болью.

После Падуи Джотто расписывал фрески в Ассизи и Флоренции, был назначен главным архитектором Флорентийского собора. Когда он умер, на могиле поставили простую мраморную плиту с эпитафией. Позднее появился и памятник в полный рост, и все же строгая плита больше «рифмовалась» с великими фресками мастера.

Бегство в Египет
Бегство в Египет
Брак в Кане
Брак в Кане
Крещение Христа
Крещение Христа
Мадонна Оньиссанти
Мадонна Оньиссанти
Оплакивание Христа
Оплакивание Христа
Поклонение волхвов
Поклонение волхвов
Поцелуй Иуды
Поцелуй Иуды
Проповедь птицам
Проповедь птицам
Рождение Христа
Рождение Христа
Тайная вечеря
Тайная вечеря

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц