Куда ни глянь, везде язычество. Везде. Оно так тесно переплелось в простой народной вере с верой христианской, что иногда и не разобрать, где, что. Всю свою жизнь, от рождения до смерти, простой человек находился в самом центре переплетения веры. Возьмем к примеру таинство крещения, ну вроде там такого языческого выдумать можно. Но нет, и здесь все есть. То же предположение. Берут волосы новокрещенного младенца, в свечном воске, от свечи, которой крестили, и бросают в воду, в купель. Гадание по поведению воскового шарика
А в смерти? Да, хоронят в церкви, все как положено, с молитвой и чином православным , но все в беспорядке. Например, провожающие на похоронах. С тех пор эта традиция практически исчезла, но раньше она соблюдалась повсеместно. Эти особенные женщины не плакали, они горевали. Особая ритуальная песня. Можно привести пример. Есть такая замечательная книга "В горах". Автор Андрей Печерский, это псевдоним Павла Ивановича Мельникова, высокопоставленного царского чиновника. это произведение искусства завершено в 1874 г., и нас интересуют подробные, этнографические описания быта и быта купцов и простых людей Нижегородской губернии.
«Знаменитая плачущая Устиния Клещиха, приехавшая без звонка на поминки, с двумя пленными, начала поминальный плач, а поминальные вкушали кутью на могиле.
слышишь, милое дитя,
Мой белый лебедь?
Видишь ли ты свою
мать из могилы?
Ждала ты меня, горько,
Скоро я в гости пришла,
Я не приехала к тебе верхом, -
Она бежала на своих шустрых ногах,
Мои быстрые ноги не тянутся,
Белые руки не поднимаются,
Ясные глаза не смотрят на белый свет! ..
И нет у меня ласкового слова,
И у меня нет тёплого ветра!
День без красного солнца не ясен,
Без милой дочки жить не весело! ..
Что моя головка колебалась
Что колебалась-гадала?
С кем я подумаю мысль сильную,
С кем открою свою горькую печаль,
От кого услышу слово любви?
За это моя голова колебалась,
Он колебался, побеждал, сокрушался.
Что я на свете шатаюсь, победила головка,
Средние добрые люди , как травинка
, Как бесхозная трава.
Что ты спишь, мой белый лебедь,
Что ты спишь, не проснешься?
Исправьте свое сердце
Сильнее кремня.
И нигде не увижу тебя, милый мой,
не услышу твоего звонкого голоса!»
"В горах", Андрей Печерский. (Плачу - грустно, плачу)
В свою книгу Мельников включает много этнографического материала, собранного им во время работы в Вятской, Нижегородской, Пермской, Казанской и Уфимской губерниях. Некоторые части книги вы можете прочитать в конце статьи.
«Но у русского народа, особенно в пустыне, в непосредственной близости от христианских верований и строгих церковных обрядов, прочно держатся древние обряды, бережно сохраняются осколки верований в веселых древнерусских богов…» — пишет А. Печерский.
Рекомендую эту книгу всем, кто интересуется славянским язычеством, несмотря на то, что она о старообрядцах. Книга содержит подробные описания обрядов многих народных праздников.