Найти в Дзене
Mildberry

Теория большого срыва. Как деление на бумеров и зумеров (не)влияет на продажи и маркетинговые коммуникации

Одним из самых значимых критериев при выборе целевой аудитории является возраст потенциального потребителя. Ни для кого не секрет, что помимо индивидуальных особенностей, разные возрастные категории всё же объединены некоторыми предпочтениями в выборе товаров и услуг.

Этот факт связывают с теорией поколений, а точнее, с разницей понимания и восприятия людей, рождённых и живущих в разные десятилетия.

Согласно теории поколений, всё здравствующее население планеты можно поделить на 5 условных категорий: бэби-бумеры — рожденные до 1961 года, поколение Х — годы рождения 1961-1981, поколение Y — годы рождения 1982-2000, поколение Z — годы рождения 2000-2010, поколение Альфа, рожденное после 2010 года. Каждый вышеперечисленный маркетинговый сегмент имеет свои покупательские особенности.

Например, поколение X под влиянием экономического и политического контекста эпохи подвержено ностальгии, поэтому среди любимых брендов — компании с многолетней историей. «Иксы» помнят мир без цифровой рекламы, основанный на ментальности, социальных связях и географической привязке, а не таргетированной настройке. С данной аудиторией срабатывают традиционные ценности и понятные механизмы применения продукта, скидочные купоны и специальные предложения, инструменты, позволяющие получить осязаемую ценность товара: экономию, ощущение стабильности и выгодного вложения, в идеале — в долгосрочной перспективе.

«Игреки» ведут социально активный образ жизни, общаются в мессенджерах и совершают покупки в интернет-магазинах. Помимо рутинных трат на бытовые нужды, они тратят деньги на питание вне дома и развлечения, в отличие от X.

Если «иксы» и «игреки» — Digital Immigrants, то поколения Z и Альфа — Digital Natives. Это люди, рожденные в эпоху диджитализации и смены авторитетов. «Зеты» выбирают разумное потребление, однако разумность формируется не из выгодного ценового предложения, в приоритете — эмоциональная отдача от приобретаемого. При разработке стратегии взаимодействия с зумерами необходимо учесть такие особенности, как их импульсивность, желание общаться с представителями бренда, готовность к экспериментам, легкую адаптацию и отсутствие сильных эмоциональных привязок к брендам (особенно если миссия бренда не включает этические сверх-ценности).

«Альфы» — это самое технически продвинутое и материально обеспеченное поколение, привыкшее к высоким скоростям и технологиям. Четкий портрет «альф» еще не сформирован, так как они зависимы от родителей, и маркетологам тяжело оценить их покупательское поведение. Сейчас данная аудитория не является в полной мере платежеспособной, и почти все бренды коммуницируют с «альфами» через родителей (миллениалов).

Теория поколений позволяет маркировать ценности поколений: тягу к ностальгии и выгодным предложениям для «иксов», запрос на кастомизацию и потребность в причастности к коммьюнити миллениалов, следование за смелыми идеями и эмоциональным комфортом зумеров, абсолютную диджитализацию «альф». Решать с ее помощью задачу описания целевых аудиторий удобно, а потому привлекательно.

Тем не менее важно помнить, что как любая теория, она грешит обобщением, задает жесткую ригидную структуру и, как следствие, ведет к стигматизации. За маркерами легко перестать видеть живых людей. А нам важно помнить, что именно они формируют большие и малые социальные группы. Их культурные и психические особенности, потребности и надежды определяют востребованность и рыночный успех продуктов и брендов.

Полный текст статьи доступен по ссылке: https://mildberry.ru/cases/teoriya-bolshogo-sryva/