Найти тему
Исторические мелочи

Чиновник с черным воротником с голубой выпушкой

Героя сегодняшнего материала я не смог атрибутировать (по крайней мере, с наскоку), потом выяснилось, что это и не требуется, поскольку он уже атрибутирован,.. но давайте все же посмотрим на его портрет, поскольку случай интересный.

Во время очередного похода в Госкаталог музейного фонда попался мне на глаза «портрет чиновника с орденами св. Владимира и св. Анны» работы К.И. Барду, исполненный в 1813 г. и хранящийся в Государственном Русском музее.

Разглядываем портрет – да, орден Св. Анны 2-ой степени, орден Св. Владимира 4-ой степени… но откуда же ты, господин хороший? В смысле – к какому ведомству принадлежишь, чей мундир носишь? Перед нами точно чиновник гражданского ведомства – эполет нет, шитья такого ни у одной части или службы военного ведомства не припоминаю. Воротник у персонажа черный, металлический прибор золотой - нужно вспомнить гражданское ведомство, для которого были установлены черные воротники с золотым шитьем.

Начинаю копаться в памяти. Может, Святейший синод? У меня (я за собой заметил) есть «пунктик» - если попадается чиновник в мундире с черным прикладным цветом, я первым делом с надеждой думаю – может, Синод? Просто портреты синодских чиновников редки, хочется наткнуться на такой и самому атрибутировать) Но нет, в данном случае, это не Синод, у чиновников канцелярии Синода был серебряный, а не золотой приборный металл. Да и рисунок шитья ни раннего, ни позднего типов, установленных для Святейшего Синода, не похожи на изображенный на портрете. Министерство иностранных дел? Тоже нет, у него тоже серебряный приборный металл.

Тут я, как обычно не сразу, вспомнил, что нужно бы проверить посредством поиска по картинкам Яндекса и Гугла, не ломлюсь ли я, как периодически бывает, в открытую дверь – может быть, портрет уже атрибутирован? Да, меня ждало с одной стороны некоторое разочарование – оттого, что не придется разгадать загадку самому, с другой – облегчение, поскольку, если бы я ее не разгадал, она бы меня долгое время мучила)

Да, старшие, более опытные и компетентные товарищи атрибутировали нашего чиновника. Перед нами Петр Семенович Полуденский, практически всю жизнь прослуживший в благотворительных организациях, состоявших под покровительством императрицы Марии Федоровны. Супруга Павла I Мария Федоровна в 1796 г. приняла под свое покровительство воспитательное общество благородных девиц, год спустя - московский и петербургский воспитательные дома со всеми их заведениями. Для управления этими организациями была образована специальная канцелярия. После смерти императрицы управлять благотворительными организациями стало IV отделение Собственной его императорского величества канцелярии. С 1854 г. соответствующая структура получила наименование Ведомства учреждений императрицы Марии. Неформально ее называли Мариинским ведомством.

Неизвестный художник «Портрет императрицы Марии Фёдоровны», кон. ХVIII в.
Неизвестный художник «Портрет императрицы Марии Фёдоровны», кон. ХVIII в.

П.С. Полуденский прослужил в ведомстве, получившем название Мариинского, с 1800 до самой (или почти) своей смерти в 1852 г. По воспоминаниям современницы, он «был человек очень хороший, честный, добрый и работящий. Смолоду был весьма красив лицом, но ростом не очень высок». Но для нас в данном случае важнее то, что рассматриваемый портрет Полуденского, если верить его датировке (1813), является одним наиболее ранних изображений мундира ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны, точнее – учреждений, которые позднее составят это ведомство.

Четкое законодательное оформление мундиры Мариинского ведомства получили в 1834 г. в ходе масштабной реформы обмундирования гражданских учреждений. В «Положении о гражданских мундирах» от 27 февраля 1834 г про чиновников Мариинского ведомства было сказано следующим образом: «Места, бывшие под начальством в бозе почившей императрицы Марии Федоровны, сохраняют парадный мундир прежний, по избранию ее величества установленный». Но когда именно «по избранию» Марии Федоровны были установлены эти мундиры, в точности остается неизвестным. Были же эти мундиры темно-зелеными с воротниками и обшлагами из черного бархата с голубой выпушкой и золотым шитьем.

Ниже на портрете работы неизвестного художника неизвестный чиновник Мариинского ведомства после 1834 г. Голубую выпушку на воротнике видно плохо, но она есть!

-3

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.