В боях на юге появилась новая техника. Вместо почти полностью выбитых советских БТРов на вооружение проамериканских сил поступил американский же бронетранспортер М113.
В ходе второй мировой войны американцев и их союзники активно использовали полугусеничные бронетранспортеры М2 и М3.
Эти БТР продемонстрировали недостаточную проходимость на пересеченной местности и недостаточную защищенность, машины исчерпали резерв модернизации.
С осени 1944 г. начали работы над новой машиной на гусеничном шасси. В 1945 г. создали М44, но он был слишком велик, построенный в 1946 - 1951 гг. М75 был слишком дорогим. Разработанный в 1951 - 1953 гг. М59 был в три раза дешевле предшественника, но из-за слабого автомобильного двигателя армия его забраковала.
Временно производился М75 и М59, но уже в 1954 г. начались работы по созданию их замены.
В 1954 г. Детройтский арсенал начал разрабатывать серию легких бронемашин на универсальном шасси, которые могли быть не только аэротранспортабельны, но и могли десантироваться парашютным методом.
Армия США выдала тактико-технические задания на тяжелый БТР для перевозки отделения из 10 пехотинцев на 16 тыс. фунтов и легкий разведывательный/противотанковый для разведки 8 тыс. фунтов.
Оба бронетранспортера должны были быть плавающими, работы по колесному БТР прекратили к 1955 г.
В июне 1955 г. проект гусеничной версии тяжелого БТР доработали, для того чтобы он вез 12 человек, помимо водителя.
В начале 1956 г. тактико-технические требования были уточнены для трех машин: тяжелого гусеничного БТР Т115, легкого Т114, будущего М114, а также Т115, чья разработка не ушла дальше макета.
В конструкции Т113 применили броню из алюминиевого сплава, в то время производители алюминия предложили свою продукцию для армии.
В мае 1956 г. FMC выдали заказ на разработку Т113 и постройку прототипов. Было заказано 10 БТР, 2 самоходных 81-мм миномета, три носителя ПТУР и одно базовое шасси.
8 прототипов должны были получить алюминиевую броню и стандартный армейский двигатель воздушного охлаждения, а оставшиеся - стальную броню и коммерческие автомобильные двигатели жидкостного охлаждения.
Макет T113 был представлен армейской комиссии в октябре 1956 г. В 1957 г. собрали первые прототипы БТР. Всего изготовили 3 или 5 прототипов с алюминиевой броней и двигателями воздушного охлаждения AOSI-314-2 обозначавшихся как Т113 и 5 прототипов Т117 со стальной броней и автомобильным двигателем "Форд". Также изготовили один стальной и один алюминиевый корпус для испытаний обстрелом.
Осенью 1957 г. Т113 и Т117 прошли сравнительные испытания, алюминиевая броня оказалась немного лучше стальной от бронебойных пуль и осколков снарядов, а также лучше обеспечивала жесткость конструкции корпуса. Также алюминиевый вариант был более технологичным в производстве.
Алюминий был легче и Т13 весил на 750 кг меньше, чем Т117.
Были проблемы с двигателями "Форд" имел тенденцию к перегреву, а AOSI-314-2 не развивал заявленной мощности. Также были проблемы с ненадежными гусеницами.
К концу 1957 г. требования военных к новому БТР были пересмотрены. Т113 должен был быть максимально удешевлен, решили остановиться на коммерческом автомобильном двигателе. А также на нем должна быть усилена броня, что вылилось с создание легкого БТР для десантников массой 17 500 фунтов и тяжелого для бронетанковых войск весом 24 000 фунтов.
FMC заказали изготовление 4 прототипов каждого из вариантов, они получили обозначения Т113Е1 и Т113Е2. Кроме того заказали по бронекорпусу для испытаний обстрелом.
Изготовление прототипов было завершено к ноябрю того же года. От Т113 их отличали измененная конфигурация лба корпуса и доработанная подвеска, использовался двигатель Крайслер A710B и новая трансмиссия "Эллисон" TX-200 от грузовиков, а также более широкие гусеницы и увеличенный волноотражательный щиток.
Сравнительные испытания продолжались до января 1959 г., лучше забронированный Т113Е2 их выдержал лучше. И армейская комиссия порекомендовала только облегчить БТР на 400 фунтов, за счет уменьшения толщины кормы и днища корпуса, а также днищ надгусеничных ниш.
Облегченный БТР протоколом от 2 апреля 1959 г. был принят на вооружение под обозначением М113 (Armored Personnel Carrier).
Сначала изготовили два или три предсерийных образца, потом FMC выдали заказ на поставку 900 М113. Производство серийных БТР началось в январе 1960 г., первые машины сошли с конвейера уже в июне того же года.
***
М113 имеет переднемоторную компоновку, моторное отделение размещено в правой лобовой части корпуса, трансмиссионное отделение в лобовой оконечности, отделение управления в лобовой части слева, объединенное боевое и десантное отделение - в корме машины.
Экипаж М113 из двух человек: механик-водитель и командир-стрелок. Машина может перевозить 11 десантников.
Алюминиевая броня представляет собой сплав алюминия, магния и марганца толщиной 12 - 44 мм. Лобовая часть состоит из 38-мм плит под углами к вертикали 45° и 30°. Лобовая часть корпуса в базовой конфигурации должна выдерживать попадания бронебойных пуль 12,7-мм пулемета с расстояния 200 м.
Борта имеют надгусеничные ниши по всей длине корпуса и состоят из верхнего вертикального 44 мм листа и вертикального нижнего 32 мм листа, он закрыт ходовой частью, обеспечивающей дополнительную защиту. Крыша - 38 мм брони, днище - 29 мм, кормовая часть и дверь - 32 мм.
Моторно-трансмиссионное отделение имеет противопожарную перегородку, сообщение между десантным отделением и отделением управления свободное.
Механик-водитель и командир имеют регулируемые сиденья, которые позволяют им высовываться из своих индивидуальных верхних люков. 10 десантников располагаются на двух складных скамьях по бортам машины, лицом к оси машины, 11-й десантник сидит на съемном сиденье в центре отделения, лицом к корме. Если сложить скамьи и сиденье БТР может перевозить груз общим объемом до 6,54 м³.
Десант высаживается через кормовую дверь-аппарель, солдаты могут выходить сразу по двое. Дверь опускается и поднимается при помощи гидравлического привода, который управляется с места водителя, в ней имеется обычная открывающаяся дверь меньшего размера. В крыше корпуса над десантным отделением имеется квадратный грузовой люк, который откидывается назад. Есть люк в верхнем лобовом листе, который служит для обслуживания и демонтажа двигателя и трансмиссии, в крыше корпуса имеется несколько меньших лючков.
Крышу корпуса над моторным отделением занимают жалюзи воздухозаборника двигателя и вывода нагретого воздуха от системы охлаждения.
М113 ранних модификаций были плавающими, все люки и лючки корпуса с резиновыми уплотнениями.
Серийное производство М113 первой модификации продолжалось до 1968 г. Всего выпустили 14 813 машин этой модификации.
***
На базе серийной машины построили также командно-штабную машину. В марте 1963 г. была спешно разработана КШМ М577. От обычной М113 она отличается надстройкой над боевым отделением, которая увеличивает его высоту на 640 мм. Экипаж: водитель, 4 члена штаба. Дополнительно установлены радиостанции, генераторы их питания, столы и планшеты для карт. Позади машины можно установить тент, для увеличения пространства для штаба.
Был вариант КШМ не отличавшейся от серийной машины, но такая машина на вооружение принята не была.
В 1962 - 1964 гг. выпустили 944 машины. На базе М113А1 КШМ получила обозначение М577А1, выпустили не менее 1 225 единиц, на базе М113А2 название сменили на М577А2. В 1994 г. началась модернизация уже выпущенных машин, которые называли уже М577А3.
Еще одним вариантом модернизации М577 стал М1068, это была КШМ М577А2 с армейской тактической информационно-управляющей системой ATCCS (Army Tactical Command and Control System). КШМ с силовой установкой RISE получили обозначение М1068А3.
Был вариант удлиненной КШМ XM577A4 с шестью опорными катками и силовой установкой RISE.
Предполагалась разработка ряда других специализированных вариантов.
***
После принятия БТР на вооружение начались работы по его модернизации. В июне 1959 г. FMC получила заказ на М113 с коммерческим дизелем, в то время вся армейская техника должна была переходить на дизельные двигатели. Вариант получил название М113Е1, также он должен был получить трансмиссию "Эллисон" XTG-90-2, которая была облегчена из-за избавления от контролируемого дифференциала. Но испытания на Абердинском полигоне выявили низкую надежность трансмиссии. Ее доработали, она получила обозначение XTG-90-2A, а новые испытания прототипов продемонстрировали превосходство М113Е1 над М113. У новой модификации была новая силовая установка и измененная конфигурация топливных баков.
FMC же предлагала свою модификацию БТР с коммерческой трансмиссией "Эллисон" TX-100 с автоматической коробкой передач, считая ее более надежной и дешевой в производстве, чем XTG-90-2A.
Армии не понравилось, что у этой трансмиссии вновь появлялся механизм поворота с контролируемым дифференциалом, общая масса силовой установки была больше. Сначала военные отказались даже от постройки прототипа. Вроде бы фирма сама построила первый прототип БТР, который превзошел базовый вариант. Он был назван М113Е2, протоколом от 16 мая 1963 г. БТР был принят на вооружение под обозначением М113А1.
Всего выпустили до 1979 г. 23 576 штук, как для армии США, так и поставленные на экспорт. Не считая некоторого количества БТР, которые FMC выпустила для самостоятельной продажи на экспорт.
Был разработан ряд опытных А1, не принятых на вооружение. В 1968 г. был разработан по опыту войны во Вьетнаме опытный образец с противоминным двойным усиленным днищем корпуса. Один А1 получил водометные движители снаружи на корме корпуса.
В 1978 г. в ходе программы по повышению надежности БТР и его эксплуатационных характеристик было построено 5 прототипов М113А1Е1, они получили двигатель 6V53T с турбонаддувом и трансмиссией X200-3 с гидростатическим механизмом поворота.
Рычаги поворота заменили на рулевое колесо. Перекомпоновали систему охлаждения двигателя, в подвеску включили торсионы повышенного сопротивления и добавили амортизаторы на вторых катках. Внутренние топливные баки заменили на внешние.
Заводские испытания прототипов завершили в октябре 1978 г., за чем последовали войсковые испытания, которые завершились в мае 1979 г. По их итогам посчитали, что силовая установка требует доводки, но все остальные изменения могут быть внедрены на серийных машинах. Такой вариант получил название М113А2.
Внешние топливные баки могли и не устанавливаться, разработали комплект дымовых гранатометов. А2 потяжелел и даже без внешних баков едва мог плавать. Прорабатывали идею установки надувных понтонов, но она развития не получила.
В дальнейшем появился М113А2Е1 с силовой установкой RISE, включающую в себя двигатель 6V53T и усовершенствованную трансмиссию X200-4, которая позволяла в будущем установить двигатель мощностью до 350 л. с.
Модификация получила противоосколочный подбой из композиционных материалов на основе кевлара внутри бортов.
На М113А3 ввели дополнительную защиту днища корпуса из стальных листов. Предусмотрели крепления для навесной брони в виде стальной брони, отстоящей от основного корпуса, такое добронирование вкруг защищает от бронебойных 14,5-мм пуль. В лоб машина не поражается 20-мм бронебойным снарядом APIT (DM43) пушки М139 с дистанции 200 м.
Волноотражательный щиток заменили на другой. Плавать БТР уже не мог. После испытаний и доработок М113А2Е1 был принят на вооружение под обозначением М113А3.
FMC разработало комплекты для замены на разных модификациях силовой установки целиком, либо только механизма поворота, вместе с установкой управления при помощи рулевого колеса.
БТР активно поставлялся на экспорт, на его базе делали различные модификации.
В Израиле создали свой БТР М113 "Зельда" с одним 12,7-мм и четырьмя 7,62-мм пулеметами, на Зельде-2 установили комплект динамической защиты "Тога".
Есть также модификация M113 «NAGMAN» у нее есть комплекс "Тога" и башенка со стеклоблоками и дымовые гранатометы.
IMI Slavin создало модификацию М113 с комплектом защиты L-VAS.
В Австралии с 2008 г. проходила программа модернизации 350 БТР М113А1, на машины установили дополнительное бронирование, противокумулятивные экраны и GPS. 21 машина М113AS3 потяжелела до 15 тонн, а 329 М113AS4 весили уже 18 тонн.
В 2000 г. американская компания «United Defence» разработала проект переоборудования М113 в легкую БМП для ВС Новой Зеландии. Он получил башню с 25-мм автоматической пушкой М242 и спаренным 7,62-мм пулеметом М240G, дополнительное бронирование и дизельный двигатель 6V-53TIA. Масса М113 выросла до 18 тонн.
Голландские М113 получили разные местные обозначения. БТР с 25-мм автоматической пушкой Эрликон назвали YPR-765.
На базе М113 построили два варианта самоходных минометов М125 с 81-мм М29 и М106 (выпущено 860 машин) с 107-мм М30. В 1965 г. их минометы пересадили на новую базу 113А1 получились два модернизированных варианта М125А1 (выпущено 2 252 единицы) и М106А2 (выпущено 1 316 машин). С появлением М113А2 оба миномета перевели на его базу и получили новые обозначения М125А2 и М106А2.
У самоходных минометов в отличие от серийных машин другой лист крыши с большим трехстворчатым люком, усиленный пол боевого отделения, который принимает отдачу миномета, сиденья десантников заменили на стеллажи с боекомплектом (у М125А1 - 114 мин, М106 - 93, М106А1 - 88). Минометы установлены в центре боевого отделения на поворотной платформе, 107-мм миномет имеет углы обстрела 46° влево и 43° вправо в кормовом секторе, а 81-мм вообще имеет возможность кругового обстрела.
На базе М106А2 разработали М1064 с 120-мм минометом М121. С появлением М113А3 появился 120-мм миномет М1064А3.
В ВС других государств на базе М113 делали тоже самоходные минометы, но использовалось вооружение собственного производства.
Для армии США на шасси М113А1 разработали самоходную противотанковую ракетную установку М901 ITV, которая должна была использовать ракеты "Тоу". Предполагалось выпустить 2,5 тыс. таких машин.
На удлиненном шасси М113 сделали опытный зенитный Т249 с 37-мм пушкой Гатлинга, но на вооружение его не приняли.
На стандартном шасси М113А1 разработали М163 VADS с 20-мм пушкой Гатлинга М61 "Вулкан" с радиолокационным наведением и боекомплектом 2000 выстрелов. В 1967 г. началось серийное производство модификации М163А1 с доработанной установкой орудия. С появлением М113А2 ЗСУ была переведена на его базу.
Разрабатывались различные варианты модернизации М163, которые включали в себя более современные зенитные ракеты.
Ряд государств, создали в рамках программы ADATS создали ЗСУ с 25-мм пушкой "Эрликон" и 8 ПУ универсальных ракет, которые могли бить по воздушным и наземным целям. ЗСУ может устанавливаться на шасси М113.
Единственным оператором ADATS на шасси M113 стала Канада с 36 машинами, американцы от заказа на нее отказались.
В начале 1980-х гг итальянцы создали свою ЗСУ SIDAM-25 с четырьмя 25-мм пушками с 640 осколочными и 30 бронебойными снарядами. Выпустили минимум 64 машины.
В Египте выпускали ЗСУ "Синай-23" вооружавшуюся двумя 23-мм пушками ЗУ-23-2 и тремя зенитными ракетами, выпустили 45 машин.
На удлиненном шасси М113 разработали самоходный ЗРК XM546 "Молер" с батарей из 9 ракет, серийно не строился.
Для использования во Вьетнаме разработали мостоукладчик МТАВ, в 1968 г. выпустили 30 машин.
Также во время вьетнамской войны на базе БТР выпускали бронированный самоходный огнемет М132 с дальностью стрельбы до 170 м. Всего выпустили 350 единиц.
В целом, американский М113 как и советские БТР не мог принимать участие в бою, так как он должен был использоваться только для подвоза пехоты и минимальной ее огневой поддержки, другого ожидать от 12,7-мм пулемета не следовало.
В настоящее время совершенно устарел и против мало-мальски подготовленной пехоты с противотанковыми средствами и бронетехники никакой угрозы не представляет.
Спасибо за прочтение.