Найти тему

Почему кто-то оправдывает травлю?

Источник pixels.com
Источник pixels.com

Эта статья возникла в ответ на вопрос одного из читателей канала и его просьбу написать, почему кто-то оправдывает травлю. Я подумала, что ответ может интересовать не только его. Поделюсь тем, что знаю.

Роли в травле

Разберёмся в ролях в травле. Это нам дальше пригодится. Принято выделять:

· жертву — тот, кого травят

· зачинщика — тот, кто инициирует травлю

· свиту — те, кто присоединяются к зачинщику в травле

· свидетели — те, кто также являются членами коллектива или группы, в которой происходит травля.

В мировой практике сейчас сложилось мнение, что ключевая роль принадлежит свите и свидетелям. Ведь если никто не присоединится к зачинщику, травли не будет. Свидетели не менее важны, всё происходит с их молчаливого согласия.

Именно поэтому в тех странах, где сейчас количество школьной травли уже свелось к минимуму (Сингапур, Скандинавские страны), ключевым изменением стало обучение детей мягким навыкам. В этих странах перекроили учебную программу. Уменьшили количество часов в начальной школе на чтение, счёт и письмо, увеличили количество часов на развитие мягких навыков. Все последние исследования показывают, что школьную программу можно освоить гораздо быстрее, чем 10 лет, если развиты мягкие навыки, осознанность, самостоятельность. Именно так объясняется расхожий миф о том, что в Европе дети отстают от наших. Когда наши граждане эмигрируют, они замечают, что дети проходят в школе то, что их ребёнок проходил ещё год или два назад. Это логично. Больше времени инвестируется в мягкие навыки. На выходе из школы эти дети из «отстающих» стран по исследованию PISA всё равно вырываются вперёд.

Вернёмся к травле. В ходе обучения мягким навыкам детям с самого первого класса прокачивают навык идентификации насилия и реагирования на насилие. Каждому ребёнку буквально на подкорку вшивается установка: если я вижу насилие, я реагирую здесь и сейчас. У ребёнка два сценария действий. Либо вмешаться, либо просигнализировать взрослому в случае, если вмешаться опасно. Последнее мы в России называем как? Правильно, «ябедничать». И вот как только этим навыкам стали прицельно учить детей, фактически прокачивать потенциальных свидетелей травли, ситуация с травлей стала меняться. Ну и плюс, конечно, прицельная работа с педагогами.

Источник pexels.com
Источник pexels.com

Итак, с ролями разобрались. Теперь к вопросу, кто и почему оправдывает травлю.

Почему оправдывают зачинщики?

Часто они даже не считают это травлей. В большинстве случаев зачинщики — это бывшие жертвы травли или дети из дисфункциональных семей. Их границы точно так же кто-то когда-то нарушил или постоянно нарушает до сих пор. Они просто не знают других способов коммуникации, самоутверждения, повышения самооценки, порой существования.

Иногда звучит от зачинщиков такое: «Я ему так, наоборот, помогаю. Учу его. Я хочу его проучить. Чтобы он понял». Причина уже описана выше. Эти люди просто не знают, что насилием проучить невозможно, можно только напугать. Они не знают цивилизованных способов донести, что другой неправ.

Почему оправдывают свита и свидетели?

Тут чисто биологический механизм. Я уже писала об этом отдельную статью. Стремление быть в стае в целях выживания у нас в крови с древнейших времён. Получение окситоцина гарантировано от социальных связей. Выборочная работа памяти, если человеку внушать, что он видел что-то, зрительная кора «верит», что видел, такой механизм не раз демонстрировался разными экспериментами.

Источник pexels.com
Источник pexels.com

Почему оправдывает жертва?

Да, и такое встречается очень часто. Это расхожий миф от бывших жертв, который звучит так: «Травля полезна, она закаляет». Преподносится, что травля, как инициация, нужна для взросления, для того, чтобы стать сильным. Если всё, что я написала выше, доказано многочисленными исследованиями, то вот следующее — это мои ощущения после общения с сотнями бывших жертв травли. Если я представлю как 100 процентов всех встреченных мне бывших жертв, которые считают, что травля сделала их сильнее и была полезна, то я могу разделить их на две половины.

Половина оправдывающих просто путает травлю и конфликт. Конфликт закаляет, развивает, выводит на следующий уровень. Из точки конфликта идёт рост. Травля не конфликт! Травля только травмирует. О разнице травли и конфликта писала тут.

Другая половина действительно пережила травлю и считает, что травля их закалила. «Закалила» — от слова «калёный». Она сделала их жёсткими, жестокими, негибкими, как то самое калёное железо. У психологов для этого есть термин — люди диссоциировались от своих чувств и эмоций. Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее — это огромная человеческая ложь, самый древний фейк. Всё, что нас не убивает, но травмирует, даёт нам больное чувство юмора и нездоровые стратегии адаптации. Как одна бывшая жертва мне сказала: «Травля меня закалила. Теперь я могу работать только патологоанатомом».

А вы знаете ещё какие-то причины, почему люди оправдывают травлю? Добавляйте в комментариях.

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.