Очень часто встречается мнение, что в "конфликте Шаолиня и Удана" был повинен в первую очередь Сунь Лутан. Персонаж этот действительно крайне неоднозначен, и про него много разных историй рассказывают ... Одна история про поединок против пяти японцев-дзюдоистов в Суншане близ Шаолиня чего стоит! Причем интересно, что незадолго до сожжения монастыря туда действительно приезжает делегация из Японии, которая оставила уникальное фотосвидетельство уничтоженного потом монастыря. Однако, история с дзюдоистами в текстах той поры обычно датируется 1930 годом, то есть через два года после гибели монастыря...
Но сейчас речь о другом.
Конфликт между этими факультетами был заложен изначально, два наиболее высокопоставленных чиновника в Центральном Институте Гошу задолго до этих событий отлично воевали друг против друга по разные стороны баррикады. И хороших отношений им это никак не прибавило, когда правительство Гоминьдан поставило их руководить новой организацией, направленной на создание новых образовательных кадров для системы физвоспитания в системе общего образования, армии и полиции.
И на этот конфликт отлично наложился другой: ошибочное разделение на два центра происхождения боевых искусств из Шаолиня и Удана только подогрело разделение на "внешнее" и "внутреннее".
Придуманное Сунь Лутаном с простыми маркетинговыми целями название "Зал внутренних стилей" было быстро подхвачено многими сторонниками, ибо "внутреннее" в Китае всегда ценилось выше! Неважно, что уже после, уйдя из Института и руководя филиалом в Ханчжоу, сам Сунь Лутан напишет несколько статей, пытаясь объяснить:
Нет разделения школ на внутренние и внешние, но есть разделение на методы.
Например, вот в этой известной статье «О разделении на внутреннюю и внешнюю семью в кулачном искусстве».
В то время круги народных боевых искусств в Китае - как те, кто уважал Удан как своих предков, так и те, кто утверждал, что они из Шаолиня, почти все утверждали, что они «внутренние мастера» и никогда бы не сказали, что они «низкоуровневые внешние мастера».
Если раньше Мастер ушу говорил: "моё #гунфу - внутреннее, а у соседа - внешнее!", а сосед всё тоже самое, но наоборот, то в тот исторический период сложилась ситуация, что сам Центральный Институт Гошу своим разделением фактически "законодательно" утвердил это разделение. Потом они тоже попытались исправиться, но было уже поздно.
Уже в самом Институте возникло противостояние на этой почве, и уход Сунь Лутана уже не мог ничего изменить: демонстрирование своего превосходства сотрудниками Уданского факультета постоянно провоцировала их коллег с Шаолиньского. Оставалось всего немного ждать, когда они бросят наконец прямой вызов, проверить: чьё гунфу лучше!
Это столкновение ушуистов этой эпохи и тот факт, что ректор центрального института Чжан Чжицзян, человек из другой среды, не смог понять суть традиционного ушу, оказали очень большое влияние. В традиционном китайском ушу в принципе нет демаркационной линии между Шаолиньской традицией и Уданской, но Чжан Чжицзян увлекался романтической культурой у-ся, смотрел множество постановок и читал массу книг в этом ключе (戏剧 хìjù и 小说 xiǎoshuō). И его политика насильно произвела это размежевание и заложила основание такому конфликту на многие десятилетия. Забавно, что по факту это конфликт между вэнь и у, между личным самосовершенствованием, саморазвитием и практическим применением. Не зря в «Истории Центрального Института боевых искусств» записан такой девиз:
Равное внимание боевым искусствам и морали, а также гражданским и боевым искусствам,
Генерал Фэн Юйсян и первый руководитель Института однажды посмеялся над Чжан Чжицзяном:
Вы пригласили всех «великих рыцарей» (大侠 dàxiá) от каждой школы под Небом, правда это или нет. Вы хотите быть главным школы? Я вижу, что ваш гошугуань скорее станет институтом рассказчиков [о боевых искусствах, нежели местом где им обучают].
В общем, говорить, что Сунь Лутан один из основных виновников было бы ошибочно. Ибо на тот момент ошибочной была политика самого Института, а продвигающих эту тему и без него было предостаточно. Пока концепция разделения была эффективной и нужной, она отлично использовалась и тиражировалась.
Продолжение следует...
Дм. Моисеев, СПб - 2022