Мало что так ласкает слух и глаз нашего среднего обывателя, как история про дочь Ярослава Мудрого на французском престоле, которая, якобы, ужасалась грязи Парижа, заставила мужа – французского короля впервые в жизни выкупаться, жаловалась в письмах к отцу, что он отправил ее из цивилизованного Киева в варварский Париж, где даже нет канализации. (В Киеве, надо полагать, канализация была :) )
Все бы ничего, но вот в чем загвоздка – нет ни одного русского источника, который сообщал бы о дочери Ярослава Мудрого, выданной замуж за французского короля. Ни одного!
Более того, нет ни одного русского источника, где вообще упоминаются дочери Ярослава. Мудрого. Тем более, нет никаких жалобных писем Анны Ярославны отцу.
Про Анну Ярославну мы знаем только из французских источников. Не странно ли – в цивилизованном государстве Ярослава Мудрого такие факты, как брачный союз с французским королем не фиксировались, а в отсталой варварской Франции, где люди даже не мылись, (если верить нашим гореисторикам от соцсетей) данный факт зафиксирован? Не иначе как высококультурный киевский князь стыдился такого родства, а французский грязнуля-король гордился.
Другая странность – французские источники говорят не про исключительную чистоплотность своей королевы, а … про ее фривольное поведение. Будучи матерью французского наследника и еще двух детей, младшему из которых было 7 лет, она бежала замуж за некоего графа Рауль де Крепи. Брак долго не признавался католической церковью законным. Граф уже был женат и ради развода ложно обвинил надоевшую жену в измене. В конце концов, через много лет развод графа с прежней женой церковь приняла, и Анна счастливо прожила в браке 13 лет, вплоть до смерти мужа. Что с ней стало дальше доподлинно неизвестно, и стало так же полем деятельности мифотворцев и фантастов от истории.
Анна Ярославна могла быть недовольна замужеством. Генрих I был вдвое старше нее, старый по меркам того времени сорокалетний мужчина, угрюмый, и как пишут некоторые источники, недолюбливавший женщин вообще.
Все это вполне возможно, вот только к нечистоплотности французов это не имело никакого отношения. Да и с чего бы ей так кочевряжиться. Отец ее – Ярослав был плоть от плоти варягом, мать – Ингиерда была варяжкой принцессой, всю жизнь ее окружали варяги Эймунда, на которых опирался отец в борьбе за власть. С чего бы взяться такой исключительной чистоплотности? Неужто от варягов?
А в Париже были и общественные бани, и профессия банщика и даже цеховые объединения банщиков.
Тем не менее, сам факт родства киевского князя с французским, венгерским и норвежским королевскими дворами говорит о серьезной политической роли, которую играла Русь в тот период. Но попытки придать этому факту нечто вроде культурного превосходства над другими народами выглядят смешно и скорее свидетельствуют о собственных комплексах авторов этих мифов.