Найти тему
Розовыми очками вовнутрь

Дополнительные предметы, ЕГЭ, электронные дневники и обучение. А что на самом деле нужно для школьника. Мнение 2022 года

Оглавление

Мне алгоритмы подкидывают много статей о том, что делается для усовершенствования школьного процесса и для блага школьников. Читаю про историю с первого класса, уроки патриотизма, православия. Систему ЕГЭ (которую все никак не отменят). Электронный документооборот, дневники, онлайн-образование опционально (принудительно?). В общем, за последние годы сама система среднего образования изменилась до неузнаваемости, появилось много новшеств.

Это будет некое переосмысление. Мнение 2022 года.

И сейчас я не хочу оценивать, хорошо это, или плохо.

Я сама была школьницей, и я сейчас хотела бы высказать свое мнение, а что на самом деле нужно и важно для школьников.

Когда я училась в первом классе, я даже запомнила это, учителя делали акцент на формирование доверия школьников к учебному процессу. Адаптацию к самой школьной жизни. Успеваемость, предметы – все это было важно, да, но важней всего – формирование отношений системы учитель-ученик.

Так вышло, что я перешла из второго в третий класс в середине года. И моя новая учительница взяла меня под свое крыло. Она помогла мне адаптироваться к новой программе, подтянула в тех моментах, которые я пропустила. Познакомила с классом и помогла наладить дружеские отношения (кстати, проучившись полгода в этом классе, я до сих пор дружу с парой одноклассниц). А еще она подготовила меня к пятому классу.

Программа тоже не была идеальной. Мало того, она была откровенно плохой. Но благодаря моей учительнице я выжала из нее максимум пользы.

И при этом я бы не сказала, что училась без проблем, не было каких-то моментов. Я не могу назвать вои школьные годы чудесными безусловно. А ели бы у меня еще не было бы таких замечательных учителей?

Почему я это вспомнила?

Нам все нужна такая Алла Семеновна! Эта учительница стала моим другом, помощницей и наставницей. Научила меня учиться.

Затем у нас была Любовь Андреевна. Учительница старой закалки, строгая, но справедливая. Для седьмого класса она стала второй мамой. Ученики доверяли ей свои секреты, просили о помощи, просто поговорить. Она преподавала у нас украинский язык и литературу, и всегда рассказывала что-то интересное. Методика ее преподавания была таковой, что мы развили интуитивную грамотность.

Наша Любовь Андреевна вела у нас культурную программу, решала вопросы с другими учителями, и даже в сложное время начала нулевых организовывала дополнительные занятия. С таким учителем хотелось учиться.

И пусть наша программа была далека от идеала, еще хуже, чем в моем третьем классе, эти учителя делали ее интересной. Взращивали в школьниках интерес. Мы действительно учились самостоятельно!

Любовь Андреевна давала стимул, расширяла наши горизонты, привила любовь к самообразованию. За что ей я благодарна уже сейчас, взрослой тетей на четвертом десятке. И буду благодарна всю жизнь.

Благодаря Алле Семеновне и Любовь Андреевне я научилась учиться. Даже если предмет мне не нравился, я брала из него все, что мне нужно. И сдавала его на отлично и реже – на хорошо.

Школьникам нужны такие учителя. Вторые мамы, неравнодушные люди, которые приходят не отрабатывать часы, а действительно делают пребывание в школе детей полезным и интересным.

Мне знакомая рассказала историю. Не знаю, правдива, или нет, но, зная своих учителей, склоняюсь, что имело место быть.

Ей ложно давался подростковый период. Были конфликты, и в один момент она стала ненавидеть школу с ее дисциплиной. И как-то она в разговоре поделилась с одноклассницей, что хотела бы покричать в коридоре, а затем отрыть дверь в кабинет директора ноги. Это услышала их классная руководительница.

На следующий день классная вывела ее в коридор на перемене и сказала: ори!

Девочка сначала не поняла, что происходит, а потом покричала. Потопала ногами. А затем – отвела ее к кабинету директора. Говорит – открывай! И она открыла дверь в кабинет директора с ноги.

Как потом оказалось, классная руководительница, имеющая дар общения с детьми и нахождения подхода к их сердцам, поняла проблему подростка. И еще – договорилась с директором.

Благодаря этому у нее, по ее же словам, прояснилось в голове. Она поняла абсурдность своих поступков, переосмыслила свои проблемы. Пришла к директору и попросила прощения. Поговорил по душам с классной руководительницей. И по сей день благодарна ей за урок, за помощь и участие.

Мой муж так же теплотой вспоминает свою первую учительницу. Как она заботилась о них, вверенных ей детях. Как радела над тем, чтобы каждый ребенок получил знания. Была инициатором дополнительных занятий. И даже обращала внимание родителей на проблемы их детей, работала даже с отношениями между родителями и детьми.

В итоге он вспоминает школу теплотой и благодарностью, а учительницу считает своей второй мамой на школьные годы. Которая, кстати, заменила ему маму тогда, когда родители уезжали на вахты на север.

А что теперь?

Дополнительные предметы в первых классах, выполнять задания по которым могут только родители. Нужно ли это ученикам? Нет, конечно же. А родители вместо этого тратят драгоценное время на общение со своим ребенком на бесполезные задания и невроз.

ЕГЭ? Сколько слышу мнений, что из-за ввода такого формата экзамена последние пару классов школьников «натаскивают» на сдачу ЕГЭ. И фактически, выпускники лишаются навыков и знаний, которые были бы полезней, чем заучить огромные массивы информации, прорешать шаблонные задания, потом, после сдачи ЕГЭ, забыть об этом, как страшный сон.

Электронные тетради и дневники?

Я считаю, что бумажный формат полезней. Самим записывать задания, нести за это ответственность. Заниматься учителем, а не с картинкой на экране. Тем более, большинству младшеклассников нужен именно живой контакт учителем. Да и старшеклассникам – тоже.

Предметы по патриотическому и духовному воспитанию? Я спросила знакомых, чьи дети их посещали. Пустая трата времени.

Все эти улучшения и инновации в образовании я считаю не о, чтобы бесполезными. Мишурой. Ненужными детям. Вот просто ненужными.

Важно иное.

Да и я считаю, что куда важней для ребенка уроки жизни в семье и социуме, финансовая грамотность, уроки по всем аспектам отношений.

Но все это не имеет смысла, если нет тех самых Учителей (именно что с большой буквы).

У меня не было дополнительных предметов, я научилась учиться, и получать от этого удовлетворение.

У меня не было ЕГЭ, были обычные экзамены с билетами. Сдавала, все отлично!

У меня был «зародыш» интернета, и никакого онлайн-образования, зато были прекрасные учителя.

И, мое мнение, такой подход нужен школьнику.

(Кстати, онлайн образование, будучи взрослой, я нежно люблю. Но это не для ребенка, тем более - первоклашки)

Коллаж автора.
Коллаж автора.

Я считаю, что все эти нововведения нужны различным министерствам. Сделать, отчитаться, получить поглаживания по головке за «улучшайзинг». Хотя эти люди, я в этом уверена и это – мое мнение, далеки от реальности, что нужно на самом деле школьникам. Ну, не откликнется в сердце ребенка морально-нравственное воспитание по современному шаблону, если школа будет метом, где дети пришли по обязаловке, и учителя – по еще большей обязаловки за не то, чтобы хватающие на жизнь зарплаты.

По-прежнему, человеку нужен человек. Тем более – ребенку.

Я считаю, что все эти ЕГЭ, дополнительные предметы – все это не нужно детям. И родителям - тоже. Электронные тетради, дневники – все это свести к минимуму. И вернуть в школу человечность.

И тем не менее...