Сегодня я начну из далека. В 2005 году на экраны вышел фильм Мартина Скорсезе Авиатор. Это безусловно замечательное события, в то же время, стало настоящим ударом для одного коллеги Скорсезе. Дело в том, что другой великолепный режиссёр, Кристофер Нолан, в то же самое время уже написал сценарий и снимал кино на ту же самую теме, про того же человека, о том же авиаторе.
Нолану пришлось закрыть проект и выкинуть в корзину свой сценарий. После этого, он приступил к написанию сюжета для одного из самых лучший его фильмов, картине Начало.
Каким бы был Авиатор Нолана, остаётся только гадать. Наверняка, там были бы перемещения во времени, путешествия по глубинам собственной памяти, совершенная в прошлом роковая ошибка и оставленная любовь.
В этом смысле роман Евгения Водолазкина Авиатор очень похож на то, что мог бы написать Нолан. Но у Водолазкина Авиатор русский и поэтому его мучают вечный русские вопросы.
Об этих русских вопросах мы сегодня и поговорим.
Переосмыслении истории России в современной русской литературе
Ключевой темой для современной русской литературы стало переосмысление последних ста лет истории России.
Если в девятнадцатом веке классическим персонажем был человек некого нового времени, человек опережающий свою страну. То современный Российский герой час то не в состоянии за этой страной угнаться.
Можно сказать, что раньше герой смотрел в будущее, а теперь он смотрит в прошлое. Раньше он задавал вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?», а теперь он спрашивает «Что же мы наделали?» и «Кто же в этом виноват?». Именно на два этих новых вопроса пытается найти ответ Евгений Водолазки в Романе Авиатор.
И для этого, вместо типичного персонажа прошлого, приехавшего из-за границы в старую Россию студента, Водолазкин главным героем делает переместившегося в современную Россию из Сталинских времен зека.
Такие времена.
Бывшего заключенного зовут Иннокентий Платонов. Его арестовали в тридцатых годах. Он подписался под тем чего не совершал и был сослан в лагерь, где его подвергли заморозке таким образом, что он смог пролежать десятки лет и прекрасно сохраниться до конца двадцатого века. Когда его нашли и растопили.
И вот молодой человек из тридцатых годов оказывается в России нулевых.
Выглядит очень реалистично, особенно если принять во внимание тот факт, что культ Сталина, и, замороженная когда-то любовь русского народа к сильной грузинской руке, стали в наше время снова популярны. Эта наша оттепель 2.0.
Но роман не о Сталине. Хотя автор в книге и проповедует некий культ личности, это культ именно личности. Впрочем я не хочу забегать вперед.
О невозможности вернуть прошлое
Итак. Логично было бы ожидать, что у героя пережившего такое путешествие, после разморозки наступят: культурный шок и когнитивный диссонанс, - два идеальных условия хорошей драмы.
Но никакой драмы не происходит. Амнезия не позволяет Платонову вспомнить прошлую жизнь выдавая воспоминания, как по рецепту врача – в час по чайной ложке. Точно так же, постепенно он знакомится с сегодняшней действительностью.
И получается, что и тот и другой мир, две разные эпохи наступают для него одновременно. Два времени живут в одно человеке, или, вернее сказать, один человек живет в двух временах.
Впрочем, по закону жанра, жить Иннокентию в новом времени суждено не долго. Нельзя просто так вернуться в родной город, пусть даже через сто веков в страну не дураков и найти свое маленькое поле чудес.
Возвращение героя не возможно по законам литературы.
Возвращение не возможно даже по законам физики.
Мы привыкли считать, что живем в трех мерном пространстве. У нас есть верх-низ, право-лево.
Еще мы знаем, что есть время. И что оно постоянно течет, вернее мы течем в нем с некой постоянной скоростью – один час в час, если быть точным.
Но в отличии от времени, в котором мы не можем двигаться в разных направлениях, в пространстве мы можем перемещаться произвольно. Можно выйти из точки А, прийти в точку Б, а потом снова вернуться в точку А.
Но последнее на самом деле иллюзия. Дело в том, что время является не отделимым измерением пространства. И когда вы ушли из одной точки вы никогда уже не сможете вернуться обратно, попытавшись сделать это, вы попадете уже в другую точку пространства времени.
На Земле это не заметно, потому что здесь нас окружают другие предметы, летящие во времени параллельно с нами и создающие иллюзию постоянного существования точки А .
Но если вы Авиатор и в пасмурную Питерскую ночь поднялись так высоко, что оказались в полной пустоте, то для вас не будет ни точки А, ни точки Б, ни самого времени.
Иннокентий Платонов как Россия живущая в двух временах
Вот приблизительно в такой ситуации оказался Авиатор Иннокентий в пустоте своей Амнезии. Он как Россия, которая не помнит своего прошлого и не может представать своего будущего.
В начале Платонов неплохо устраивается. Женится практически на собственной внучке и становится медиа-звездой. Но врач, заметив у Иннокентия тревожные симптомы, делает Платонову томографию и понимает, что мозг пациента медленно умирает.
Для врачей причина этой болезни остается загадкой, но читатель может найти ответ на этот вопрос, если немного напряжет свои извилины.
Доктора лечили Платонова от амнезии, но именно она и сохраняла его мозг от смерти.
Причины болезни Платонова
Все проводившиеся до этого опыты по заморозке оканчивались неудачей, потому что подопытные умирали не в процессе их криации, а именно при возвращении к нормальной температуре.
После разморозки к Платонову вернулось сознание, восстановились все функции организма, но только не его воспоминания. Медленно оттаивая, они с одной стороны дарят ему жизнь, которую он снова проходит наслаждаясь каждым моментом. С другой стороны, очередное новое воспоминание убивает его.
Ключевым воспоминанием Иннокентия становится убийство лжеца и стукача Зарецкого. Убийство из-за которого и посадили Платонова, но которого тот якобы не совершал.
Однако именно это совершенное неизвестным преступление стало причиной всех несчастий главного героя.
Но давайте зададимся вопросом, кто же такой главный герой этой книги?
Главный герой Платонов – это метафора русского народа. Живущий одновременно в двух эпохах. Не успевающий за современностью. Смотрящий назад. Периодически читающий новые всплывающие рассекреченные документы о своем прошлом.
Народ который, как Платонов не может пройти по кладбищу своей истории без жгучего желания раскопать какого-нибудь мертвеца и посмотреть ему в лицо.
Кто виноват?
Точно так же как Платонов задается вопросом, кто убил Зарецкого, русский народ, ну или хотя бы какая то его часть пусть даже в лице только автора романа, этот народ задается вопросом кто виноват в терроре 20-30-х годов.
«Ты сам виноват», - говорит Евгений Водолазки, в конце книги, когда Платов вспоминает, что все таки это он и замочил Зарецкого статуэткой фемиды.
Хотел бабу свою порадовать? Не тот подарок ты выбрал, друг.
Не надо было слушать других, не надо было садиться в локомотив истории, которым ты не управляешь, не нужно лететь на самолете капитан которого находится в хвосте.
Что делать?
Водолазкин в Авиаторе проповедует культ личности. То есть культ личной ответственности и личного спасения. Спасание для него в том чтобы каждый человек думал о себе, не шел бы на поводу у общества и не подменял бы свою личную жизнь, социальной, политической, государственной.
Потому что если человек не уделят достаточно внимания элементарным человеческом вещам, личному миру, то у этого человека появляется желание причинять обществу добро, или вершить правосудие. А это желание ничем хорошим не заканчивается.
Герой Водолазкина – одинокий эгоист. Взлетевший над людьми Авиатор.
А жизнь – это полет в высоте над миром. Полет вы сами знаете откуда и куда.
#авиатор #евгений водолазкин #роман авиатор #современная русская литература
Жду ваших комментариев по поводу романа Авиатор.
Подпишитесь, если вам понравилось.
-------------------------------------------------------------------------
Мои статьи о Современной русской литературе на Dzen:
-------------------------------------------------------------------------
Статья о том, как понимать литературу:
------------------------------------------------------------------------
Видео-версия статьи на YouTube: