Найти тему

Вячеслав Пакулин. Ретроспективная выставка.

Путь художника не только путь от хорошей работы к хорошей работе, зачастую 100 работ можно выбросить в помойку, а одну оставить. Представленные портреты шахтеров ярко показывают пробелы в технике. Часть работ углем буквально ученические. Однообразный штрих, направленный в одну сторону. Рваные контуры, отсутствие художественного решения и индивидуальных приемов, наводят на мысль о сдирании с натуры. Но, какой же художник не начинал свой именно с этих простых штудий?

Акварели же, где молодой ещё художник работает со стаффажем, изучает фигуры производят живое впечатление, динамичны.

В. Пакулин. Портреты рабочих. Выставка.
В. Пакулин. Портреты рабочих. Выставка.
В. Пакулин. Портрет рабочего. Фрагмент.
В. Пакулин. Портрет рабочего. Фрагмент.
В. Пакулин. Портрет рабочего. Фрагмент.
В. Пакулин. Портрет рабочего. Фрагмент.
В. Пакулин. Выставка. Акварель.
В. Пакулин. Выставка. Акварель.

Серия работ 20х/30х годов

Одни из самых интересных. В работах можно увидеть творческий поиск. От работ с намеком на авангард, до работ, сделанных на производствах. Наверное, следует эти работы разделить. Тем более, они де-факто на выставке разделены тоже.

Обнажённая. В. Пакулин
Обнажённая. В. Пакулин
Женщинам вёдрами. В. Пакулин
Женщинам вёдрами. В. Пакулин
Жница. В. Пакулин
Жница. В. Пакулин
Смена (героический реализм). В. Пакулин
Смена (героический реализм). В. Пакулин
Смена. Эскиз. В. Пакулин
Смена. Эскиз. В. Пакулин

На мой взгляд, эскиз выглядит интересней.

Обнаженная, Смена (героический реализм), натюрморт с подносом, белый натюрморт, натюрморт (Объемы и плоскости), Жница, Женщина с ведрами.

Я бы эти работы объединила в одном направлении поиска. Мне кажется в работах Обнаженная, Жница, Женщина с ведрами и Смена он нащупал что-то фундаментальное, внутреннюю опору. Возможно поэтому фигуры в этих работах выглядят так мощно, уверенно. Они сильные, благодаря серьезным опорам - ногам.

Мне хотелось бы обратить внимание на женщин в этих работах в сравнении с картиной Смена. Женщины в них, несмотря на почти мужскую стать, все равно остаются женщинами. Посмотрите, как тонко, почти иконописно прописано лицо в картине Женщина с ведрами. Изысканное колористическое сочетание розового, золотистого и серо-сиреневатого вызывает ассоциацию с фреской. В целом создается вполне гармоничное впечатление силы и нежности одновременно.

В. Пакулин. Да здравствует международный день работниц
В. Пакулин. Да здравствует международный день работниц
В. Пакулин. Фрагмент оформления выставки. Русский музей.
В. Пакулин. Фрагмент оформления выставки. Русский музей.

Смена (героический реализм)

Работа мне напомнила Авиньонских девиц Пабло Пикассо. Рубленные формы, отказ от гендерных признаков, большие цветовые пятна. Фигура слева может родить ассоциацию и с египетскими барельефами. Да и сама она похожа на барельеф или мозаичное панно. Немного наивно выглядит отказ автора от написания лиц, наводя на в общем-то простую мысль, что у героя нет имени.  

Индустриальная серия

Эта серия работ не произвела на меня впечатление. Мне в ней видится уход в "большой стиль" (фраза из релиза к выставке в Русском музее). Мне не хватило в них взгляда самого художника, его индивидуальности. Могу отметить разве что, отсутствие главных героев.

А вот несколько картин с деревенской тематикой, сбором зерна смотрятся лучше. Выполнены намного легче. Напитаны светом, смотрятся цельно. 

Молотьбы. В. Пакулин
Молотьбы. В. Пакулин

Серия довоенных пейзажей

В этой серии для меня тоже мало авторской позиции, мало руки. Отсутствует нечто главное, что зацепило бы и заставило стоять у работы. Отметила для себя в этих работах колорит. Летние пейзажи сложны тем, что зелёный цвет в целом низко эмоциональный. Малейшее нарушение оттенка уже смотрится едко. Нужны определенные решения и они у автора, как мы можем увидеть по предыдущим работам есть. Но крайне сложно принять решение уйти от реализма и выдвинуть свою версию лета.

Отдыхающие у водопада. Гатчинский парк. В. Пакулин
Отдыхающие у водопада. Гатчинский парк. В. Пакулин

Военная серия.

Все работы написаны в годы Великой отечественной войны. Более того, они написаны в Ленинграде. Художник ездил на пленэры (!) Все до единой картины написаны в пастельных тонах. Словно мы видим не ужас войны и блокады, а сидим и любуемся закатом. В некоторых работах, если приглядеться, есть видимые разрушения от бомбежек. Элементы защитных сооружений. Обратите внимание на фигурки людей в картине, практически черные пятнышки. И картины словно сжались. Форматы небольшие по сравнению с теми масштабными работами, которые он писал в 20-30е годы.

Какими бы ужасными и страшными ни были события, человек научается в них жить и радоваться жизни. Яснее, контрастней чувствуется красота мира. Настолько, что даже разруха не выглядит разрухой. И в то же время, художник чувствует тончайше хрупкость этой красоты. Ее невесомость и ускользание.

Интересный момент, что работы из этой серии с весьма сдержанным колоритом. Если посмотреть его пейзажные работы до и пейзажи после, разница очевидна.

Мне видится (предлагаю отставить в сторону недостаток материалов, наверняка и это тоже) в этом некая отстраненность. Отодвигание ужасов, смазывание, некое стирание или вытеснение, выражаясь современным языком. Происходит включение войны и ее ужасов в парадигму жизни как чего-то нормального, вполне обыденного.

Ленинград в годы ВОВ. Улица Пестеля. В. Пакулин
Ленинград в годы ВОВ. Улица Пестеля. В. Пакулин
Ленинград в годы ВОВ. Улица Пестеля. Фрагмент. В. Пакулин
Ленинград в годы ВОВ. Улица Пестеля. Фрагмент. В. Пакулин
Разрушения на улице Халтурина. В. Пакулин
Разрушения на улице Халтурина. В. Пакулин

Обзор был бы неполным, если бы я не рассказала о самой выставке.

Как правило, мне очень нравится работа музея с выставками. Каждый раз меня приятно радует архитектура, работа с цветом, аккуратно, где нужно - подробно - выполненные экспликации к работам.

Основной сложностью в этой выставке было разместить более 200 работ в относительно небольшом пространстве. Задача была решена при помощи дополнительных "стенок", которые образовали закоулочки, среди которых можно было блуждать в свое удовольствие. Тем не менее, развеска некоторых работ меня огорчила - слишком высоко. Сложно рассмотреть, ближе к направленному свету, в результате - не рассмотреть толком. Оставил желать лучшего и свет. Чаще всего на освещении экономят - делая его везде одинаковым. Но работы у художников разные, оформление разное, размеры разные. Получается, что зритель видит то, что сможет увидеть. Где-то блики на стекле, где-то неровное освещение, где-то отсвечивает окно (характерно, скорей, для Генштаба). 

В. Пакулин. Выставка
В. Пакулин. Выставка
В. Пакулин. Выставка
В. Пакулин. Выставка
В. Пакулин. Выставка
В. Пакулин. Выставка
В. Пакулин. Выставка
В. Пакулин. Выставка
В. Пакулин. Выставка
В. Пакулин. Выставка
В. Пакулин. Выставка
В. Пакулин. Выставка

Спасибо за внимание! Буду рада лайкам. И подписывайтесь нам мой канал)

#пакулин #русскиймузей #выставка #критика #живопись #художник #исскусство