Путь художника не только путь от хорошей работы к хорошей работе, зачастую 100 работ можно выбросить в помойку, а одну оставить. Представленные портреты шахтеров ярко показывают пробелы в технике. Часть работ углем буквально ученические. Однообразный штрих, направленный в одну сторону. Рваные контуры, отсутствие художественного решения и индивидуальных приемов, наводят на мысль о сдирании с натуры. Но, какой же художник не начинал свой именно с этих простых штудий?
Акварели же, где молодой ещё художник работает со стаффажем, изучает фигуры производят живое впечатление, динамичны.
Серия работ 20х/30х годов
Одни из самых интересных. В работах можно увидеть творческий поиск. От работ с намеком на авангард, до работ, сделанных на производствах. Наверное, следует эти работы разделить. Тем более, они де-факто на выставке разделены тоже.
На мой взгляд, эскиз выглядит интересней.
Обнаженная, Смена (героический реализм), натюрморт с подносом, белый натюрморт, натюрморт (Объемы и плоскости), Жница, Женщина с ведрами.
Я бы эти работы объединила в одном направлении поиска. Мне кажется в работах Обнаженная, Жница, Женщина с ведрами и Смена он нащупал что-то фундаментальное, внутреннюю опору. Возможно поэтому фигуры в этих работах выглядят так мощно, уверенно. Они сильные, благодаря серьезным опорам - ногам.
Мне хотелось бы обратить внимание на женщин в этих работах в сравнении с картиной Смена. Женщины в них, несмотря на почти мужскую стать, все равно остаются женщинами. Посмотрите, как тонко, почти иконописно прописано лицо в картине Женщина с ведрами. Изысканное колористическое сочетание розового, золотистого и серо-сиреневатого вызывает ассоциацию с фреской. В целом создается вполне гармоничное впечатление силы и нежности одновременно.
Смена (героический реализм)
Работа мне напомнила Авиньонских девиц Пабло Пикассо. Рубленные формы, отказ от гендерных признаков, большие цветовые пятна. Фигура слева может родить ассоциацию и с египетскими барельефами. Да и сама она похожа на барельеф или мозаичное панно. Немного наивно выглядит отказ автора от написания лиц, наводя на в общем-то простую мысль, что у героя нет имени.
Индустриальная серия
Эта серия работ не произвела на меня впечатление. Мне в ней видится уход в "большой стиль" (фраза из релиза к выставке в Русском музее). Мне не хватило в них взгляда самого художника, его индивидуальности. Могу отметить разве что, отсутствие главных героев.
А вот несколько картин с деревенской тематикой, сбором зерна смотрятся лучше. Выполнены намного легче. Напитаны светом, смотрятся цельно.
Серия довоенных пейзажей
В этой серии для меня тоже мало авторской позиции, мало руки. Отсутствует нечто главное, что зацепило бы и заставило стоять у работы. Отметила для себя в этих работах колорит. Летние пейзажи сложны тем, что зелёный цвет в целом низко эмоциональный. Малейшее нарушение оттенка уже смотрится едко. Нужны определенные решения и они у автора, как мы можем увидеть по предыдущим работам есть. Но крайне сложно принять решение уйти от реализма и выдвинуть свою версию лета.
Военная серия.
Все работы написаны в годы Великой отечественной войны. Более того, они написаны в Ленинграде. Художник ездил на пленэры (!) Все до единой картины написаны в пастельных тонах. Словно мы видим не ужас войны и блокады, а сидим и любуемся закатом. В некоторых работах, если приглядеться, есть видимые разрушения от бомбежек. Элементы защитных сооружений. Обратите внимание на фигурки людей в картине, практически черные пятнышки. И картины словно сжались. Форматы небольшие по сравнению с теми масштабными работами, которые он писал в 20-30е годы.
Какими бы ужасными и страшными ни были события, человек научается в них жить и радоваться жизни. Яснее, контрастней чувствуется красота мира. Настолько, что даже разруха не выглядит разрухой. И в то же время, художник чувствует тончайше хрупкость этой красоты. Ее невесомость и ускользание.
Интересный момент, что работы из этой серии с весьма сдержанным колоритом. Если посмотреть его пейзажные работы до и пейзажи после, разница очевидна.
Мне видится (предлагаю отставить в сторону недостаток материалов, наверняка и это тоже) в этом некая отстраненность. Отодвигание ужасов, смазывание, некое стирание или вытеснение, выражаясь современным языком. Происходит включение войны и ее ужасов в парадигму жизни как чего-то нормального, вполне обыденного.
Обзор был бы неполным, если бы я не рассказала о самой выставке.
Как правило, мне очень нравится работа музея с выставками. Каждый раз меня приятно радует архитектура, работа с цветом, аккуратно, где нужно - подробно - выполненные экспликации к работам.
Основной сложностью в этой выставке было разместить более 200 работ в относительно небольшом пространстве. Задача была решена при помощи дополнительных "стенок", которые образовали закоулочки, среди которых можно было блуждать в свое удовольствие. Тем не менее, развеска некоторых работ меня огорчила - слишком высоко. Сложно рассмотреть, ближе к направленному свету, в результате - не рассмотреть толком. Оставил желать лучшего и свет. Чаще всего на освещении экономят - делая его везде одинаковым. Но работы у художников разные, оформление разное, размеры разные. Получается, что зритель видит то, что сможет увидеть. Где-то блики на стекле, где-то неровное освещение, где-то отсвечивает окно (характерно, скорей, для Генштаба).
Спасибо за внимание! Буду рада лайкам. И подписывайтесь нам мой канал)
#пакулин #русскиймузей #выставка #критика #живопись #художник #исскусство