У истоков русского военно-воздушного флота стоит Великий князь Александр Михайлович Романов,
двоюродный брат Александра III. Первоначально он посвятил свою карьеру военно-морскому флоту. Видный деятель русского флота вице-адмирал А.М. Романов прошел все стадии офицерской службы от мичмана до командира броненосца "Ростислав". С 1904 года он руководил общественной организацией "Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования". На эти средства было построено 19 эсминцев и 4 подводные лодки. Отклоняясь от темы - этот факт немало говорит о том, как дела обстояли в военно-морском флоте, и почему Россия оказалась в таком плачевном положении в русско-японской войне.
Первые шаги в развитии авиации
В 1909 году А.М. Романов приехал в Крым и лично выбрал место для авиационной школы. В 1910 году он ее открыл, сначала она находилась на Куликовом поле, а в 1912 году была переведена в окрестности Севастополя. Школа располагалась в 23 км севернее Севастополя, на территории между устьями рек Альма и Кача, ближе к последней.
Создатель и организатор школы военных летчиков и всей российской авиации образовал при "Особом комитете…" отдел воздушного флота. Благодаря усилиям Великого князя Россия вступила в Первую мировую войну, имея на вооружении 230 боевых машин, оборудованные аэродромы, хорошо подготовленный летный состав и заводы, приступившие к производству отечественных самолетов. С началом Первой мировой войны вице-адмирал А.М. Романов был назначен главнокомандующим русской военной авиацией.
Однако все это Александр Михайлович делал, встречая неоправданное сопротивление чиновников,
которые словно нарочно препятствовали военному развитию России, заставляя ее технически все больше отставать от западных стран.
Инженерное ведомство недоверчиво относилось к идее использовать авиацию в военных целях. Лишь в 1909 году оно предложило Учебному воздухоплавательному парку построить пять аэропланов. Затем военное ведомство закупило у иностранных фирм несколько самолётов Райта и Фармана.
И лишь в 1910 году в возглавляемом великим князем Александром Михайловичем Особом комитете по восстановлению морского флота на добровольные пожертвования был создан Отдел воздушного флота. Как вспоминал Феликс Юсупов, пожертвования эти были в основном из личных средств А.М.Романова, не получавшего никакой поддержки в правительстве.
Характерен такой эпизод из воспоминаний Александра Михайловича:
«…Военный министр ген. Сухомлинов затрясся от смеха, когда я заговорил с ним об аэропланах.
— Я Вас правильно понял, Ваше Высочество, — спросил он меня между двумя приступами смеха: — Вы собираетесь применить эти игрушки Блерио в нашей армии? …
— Не беспокойтесь, Ваше Превосходительство. Я у Вас прошу только дать мне несколько офицеров, которые поедут со мною в Париж, где их научать летать у Блерио и Вуазена. Что же касается дальнейшего, то хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. Государь дал мне разрешение на командировку в Париж избранных мною офицеров…»
Тот самый Сухомлинов, которого к весне 1915 стали считать главным виновником плохого снабжения русской армии снарядами и другим вооружением, тот самый Сухомлинов, которого впоследствии арестовали и осудили по ряду обвинений - в 1916 г.
Несмотря на сопротивление министров, процесс пошел, и офицеры поехали на обучение в Европу.
Чтобы оценить, насколько медленно шло дело, приведу такой факт. В 1913 году в Российской империи насчитывалось 4 небольших завода и 2 мастерские по производству и сборке самолётов, и лишь в мае 1914 года (!) военное министерство разместило на них заказ на производство 292 самолётов.
250 годных самолетов в начале Первой Мировой войны
А.С.Яковлев, зам.наркома авиации, вспоминал позднее, что в день объявления войны русская армия имела на фронте всего 250 годных самолетов. Расчеты царского правительства обеспечить потребность в самолетах и моторах покупкой их за границей не оправдались. В ходе войны возникли большие трудности с доставкой. К тому же союзники старались сбыть России уже устаревшие и мало пригодные для их собственных армий самолеты. Все это привело к тому, что России пришлось в срочном порядке развивать собственную авиационную промышленность. Характерно, что если перед первой мировой войной в России ежемесячно выпускалось около 40 самолетов различных типов, то в конце 1917 года — только один завод «Дукс» выпускал 75 — 100 самолетов в месяц.
Работу авиационной промышленности того времени крайне затрудняло обилие типов самолетов и частая смена их на отдельных заводах. Но наибольшую трудность представляло производство моторов: сказывались слабость металлургической базы — отсутствие высококачественных сталей, а также сложность освоения магнето, авиационных свечей, различных приборов и аппаратуры. Достаточно сказать, что за время войны только 10–15 процентов потребности в авиационных двигателях удовлетворялось отечественными заводами. В остальном Россия зависела от ввоза из-за границы.
К концу Первой Мировой войны русская авиация стала еще беззащитнее, чем была до войны
В конце 1916 года авиация русской армии была лучше, чем в начале войны. Но если принять во внимание то, что за 2,5 года войны Германия, Франция и Британия сделали громадные шаги по пути развития своих воздушных сил, то окажется, что к концу 1916 г. русская армия стала ещё беззащитнее в воздухе, чем была в 1914 году.
Именно из-за таких событий в России были распространены упаднические настроения, людям везде чудилась измена, потому что измена, продажность, желание заработать, незаконно используя свое положение, имели место во всех вертикалях власти.