Рассуждать о сознании можно лишь определившись со смыслом термина. Формулировка же «состояние психической деятельности, выражающаяся в субъективном переживании событий внешнего мира и собственного тела» — хороша, но явно нуждается в разъяснении. И прежде всего, в разъяснении того, для чего это субъективное переживание нужно. Для последнего же необходимо начать с этапа, появлению сознания предшествовавшего.
...Сделано же это было отчасти в предыдущей публикации, касающейся биологического смысла понятия «интеллект», его появления и развития. Скопление нейронов — белковых процессоров — обеспечивает организму некоторые, — примерно пропорциональные объёму мозга — вычислительные мощности. Которые можно использовать тремя путями: для управления телом, обработки сигнала с органов чувств — сбора и анализа информации об окружении, — и для управления поведением. Причём, последнее — изначально наименее затратная область. Членистоногие при крошечном объёме мозга обладают очень сложными и эффективными инстинктивными поведенческими программами, превосходящими таковые у примитивных позвоночных, использующих мозг для управления крупным телом и обработки входящей информации.
Но чем сложнее инстинктивно заложенная программа поведения, тем уже окажется диапазон условий, в которых метод сработает. По этой причине видов членистоногих так много. Вынужденно, они различают — и приспосабливаются к ним — настолько тонкие оттенки условий, которые звери и представить себе не могут. Возможность корректировать поведение по ситуации открывает доступ к несравненно более обширному экологическому пространству и ресурсам. Что превращает осмысленность действий в важнейший эволюционный козырь. Осмысленность, значит осознанность.
И, кстати, о сознании. Поведение насекомого, рыбы или иного «не мыслящего» существа, можно рассматривать, как вектор. Направление стрелочки определяется — по сложному генетически заложенному алгоритму — сочетанием внешних и внутренних раздражителей. К числу последних относятся фундаментальные инстинкты, — стремление к размножению, самосохранение и голод… Указать же эта стрелочка может куда угодно. Движение приведёт к желаемой цели лишь с наибольшей вероятностью в строго определённых условиях, для которых программа вообще предусмотрена.
Очевидно, что лучший способ достижения цели — иметь план. Поставить на некой абстрактной карте две точки — исходное и желаемое состояния — и соединить их ломаной — в обход препятствий — линией. Но это подразумевает существование карты и наличия представлений о цели. Плюс, ещё кое-что более важное.
Самая лучшая карта, — что очевидно, — бесполезна, если не знаешь, где находишься. Отсюда и вытекает связь между сознанием — самосознанием — и способностью применять поведение к ситуации и цели. Строить планы существо может, лишь видя себя на этой карте — как бы со стороны. Причём, как в состоянии актуальном, текущем, так и в состояниях гипотетических: голодный я (сейчас), я в столкновении с вероятными препятствиями (что будет), я сытый (чувство глубокого удовлетворения — в перспективе). Для не мыслящих животных существует лишь настоящий момент. Для мыслящих появляются прошлое и — возможное — будущее.
«Сознание», таким образом, механизм виртуального моделирования ситуаций. Сознавая своё текущее состояние и воображая желаемое, существо проигрывает сценарии перехода первого во втрое. Это очень ресурсоёмкий процесс, но у позвоночных относительно крупный мозг уже сформировался для решения других задач. В простейшем виде программу запустить было уже можно.
Появление сознания подразумевает пересмотр роли инстинктов, — как фундаментальных, так и приспособительных поведенческих программ, долгое время сохраняющихся и продолжающих обеспечивать выживание на 99 или 90%. Однако, из ультимативных направляющих директив инстинкты превращаются в побуждения, раздражители. Ибо если моделирование развития событий при попытке немедленного удовлетворения инстинкта показывает результат неблагоприятный и даже гибельный, волевым усилием инстинкт может быть подавлен, — временно, естественно. То есть, его удовлетворение будет отложено до более благоприятного случая.
Предполагает сознательная деятельность и формирование личного опыта, в виде условных рефлексов. Ибо прогнозирование результатов действий, требует запоминания, к чему они приводили в прошлом. Таким образом, обрабатываться должна не только входящая информация. Пережитые сочетания раздражителей запоминаются с целью поиска совпадений и закономерностей по всё более сложным алгоритмам.
...Интересным, естественно, является не только работа сознания, но и эволюционное возникновение этих механизмов. Ключом же к пониманию процесса является предыдущий абзац. Накопление и использование опыта, — первое время ограниченное, — наблюдается и у насекомых. Обучению предшествует квазиобучение — выбор решения путём перебора вариантов по заданному алгоритму. А без такой опции — без запоминания результатов предыдущих попыток — не пройти даже лабиринт, с чем те же муравьи (в отличие от рыб) справляются с легкостью.
...Но и у человека обучение — это выбор решения путём перебора вариантов по алгоритму — более сложному. Подразумевающему всё более изощрённый и многофакторный анализ прошлых переживаний. В число же анализируемых факторов по мере усложнения алгоритма закономерно — ибо это важнейшая информация — включаются и факторы состояния собственного организма и его положения в окружении. То есть, «осознание себя» существом происходит не мгновенно, а поэтапно — во всё большей мере и более разнообразных аспектах по мере усложнения нервной деятельности.
Виртуальное же моделирование ситуации, — а значит воображение и понимание цели, — опять-таки развивается из анализа опыта. Между анализом прошлых действий и их результатов и анализом действий будущих нет технической разницы.
...По данным причинам можно утверждать лишь, что сознание, соответствующее более или менее развитому мышлению, — но не эквивалентное разуму — разум это другое, — точно есть у большинства наземных позвоночных и, допустим, у морских млекопитающих. Определённую же нижнюю границу — не считая, естественно, животных без центральной нервной системы, —провести невозможно. Сознание возникает не «вдруг», и точно сказать в какой момент механизмы симуляции обучения сменяются действительным обучением, невозможно. Это, просто, одни и те же механизмы — на разных уровнях сложности реализации.