«Утопия 14» или же «Механическое пианино» — антиутопический роман Курта Воннегута — увидел свет ещё в 1952 году, в эпоху «золотого века», технооптимизма и ожиданий, связанных со скорым броском в космос. Это не слишком известное произведение. И, пожалуй, не слишком удачное с литературной точки зрения. Более слабое, чем написанный годом позже «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери. Тем не менее, знаковое. Во времена, когда и само слово «постиндустриальный» изобретено ещё не было, Воннегут предсказывал общество, в котором машины вытеснили людей из сферы производства.
Получилось печально. Рабочие ненужны. Соответственно, общество делится на малочисленный высший класс — менеджеров, которые, как положено менеджерам, не работают, а только управляют финансовыми и информационными потоками, и низший: основную массу населения, под присмотром армии занятую физическим, но совершенно бессмысленным трудом. Но при этом все, пусть не в одинаковой степени, богаты и, как положено в антиутопиях, относительно счастливы.
...Ныне, постиндустриальное общество стало реальностью, однако, что-то, как легко заметить, пошло не так. Строго говоря, в полной мере человек из производства машинами не вытеснен и никогда вытеснен не будет, но в этой области давно уже занято меньшинство населения, — да и занятые, за редким исключением, именно менеджеры, а не рабочие. На рубеже 80-90-х это, кстати, стало одним из элементов культурного шока. Как это, на «Мерседесе» дизайнеров, инженеров и маркетологов вдвое больше, чем рабочих в цехах? Всегда же считалось, что это у нас «управленцев» излишне много… Но суть именно в том, что рабочих почти полностью можно заменить автоматами, а управленцев — никак.
И их — управленцев — в производстве становится даже больше.
Собственно, это и было ошибкой Воннегута. Для того, чтобы производство росло, нужно не только больше заводов-автоматов, но и больше людей, которые будут ломать головы, кому продать продукцию, что производить и как оптимизировать издержки. Рост же производства автоматически подразумевает и рост потребления. В том числе потребления услуг. А в этой области тоже роботизация продвигается туго.
Так и получилось, что высвободившаяся из сферы производства рабочая сила была поглощена сферами управления и услуг без каких-либо эксцессов.