Дебют певицы Кейт Буш (Kate Bush) был просто ошеломительным. Её первый сингл «Wuthering Heights» (из альбома 1978 года «The Kick Inside») не просто возглавил британский топ, но и сделал 19-летнюю девушку первой англичанкой, написавшей и исполнившей хит №1. Как это часто бывает после такого успеха, дельцы шоу-бизнеса стали требовать от Кейт выпустить новый альбом, как можно, быстрее.
В арсенале певицы осталось немало нереализованных песен. Поэтому второй альбом «Lionheart» вышел в том же 1978-м году. Вот только писался он на скорую руку и по саунду мало отличался от первого.
Разумеется, Кейт Буш подобная ситуация крайне не нравилась. Вдобавок ко всему первое турне певицы, состоявшееся в 1979 году, так её измотало, что стало… последним. Она решила навсегда завязать с гастрольными турами и заняться исключительно творчеством.
Помня предыдущий опыт, Кейт решила взять процесс записи в свои руки и стала (вместе с Джоном Келли) продюсером своего третьего альбома «Never for ever» (1980).
Уверен, что подавляющее число советских меломанов вообще узнало о Кейт Буш, только благодаря этому альбому. Его болгарское "балкантоновское" переиздание появилось в отечественных магазинах в 1988 году. Пластинка привлекала внимание уже одной обложкой, на которой изображалось множество разных тварей вылетающих прямо… из под подола певицы. Интерсно, что в Японии альбом вышел с измененной обложкой (там посчитали подобную картинку несколько неприличной).
Я тоже купил эту пластинку по совету друга и не разочаровался.
Помню, в какой восторг привёл меня тогда голос Кейт – экспрессивный и способный перетекать из нежных трелей в пронзительный визг или утробное рычание. Впрочем, подобное исполнение нравилось (и нравится) далеко не всем. Другой мой друг, которому я подарил эту пластинку, оправдывался следующим образом: "Вроде бы, и песни хорошие, но слушать почему-то дискомфортно... Может, там какой-то ультразвук записан?".
Музыка на «Never for ever» была подстать вокалу. Ведь здесь певица, наконец-то, могла дать себе волю и вдоволь поэкспериментировать с аранжировками
Простые наигрыши под фортепиано больше её не удовлетворяли. На «Never for ever» начинается в полную силу использоваться синтезатор Fairlight CMI. Это был довольно дорогой в то время аппарат, представляющий из себя персональный компьютер с монитором и клавиатурой (в дополнение к собственно синтезатору). В нескольких композициях можно услышать и характерный плавающий звук безладовой бас-гитары, на которой сыграл приглашённый шотландский музыкант Джон Гиблин.
В результате альбом получился стилистически разнообразным, тексты песен стали более сложными, а музыка — более необычной.
Наибольшую популярность у нашего слушателя до сих пор имеют две песни. Первая – греющая наши души уже одним своим названием – «Babooshka» («БабУшка» – именно так, с ударением на второй слог). Забавно то, что, когда Кейт сочиняла песню, она подразумевала не русскую женщину преклонных лет, а скорее, сказочную принцессу. Певица говорила: «…это было только именем, которое случайно всплыло в уме. Возможно, оно было в какой-то услышанной в детстве волшебной сказке».
Сюжет же песни в чем-то напоминал оперетту И. Штрауса «Летучая Мышь». Героиня, решив проверить верность мужа, начинает писать ему романтические письма от имени молодой девушки – БабУшки…
В интервью певица говорила, что это рассказ о том, как паранойя и подозрительность разрушают взаимоотношения.
Перевод - Сергей Тельнов:
Ей захотелось проверить своего мужа.
У нее был точный план действия:
Псевдоним, чтобы одурачить его.
Худшего поступка она не могла совершить.
Она посылала ему надушенные письма,
И он получал их со странным наслаждением.
Как будто бы они были от его жены,
Какой она была до своих истерик,
Какой она была, до того как пролетели годы,
Какой она была, когда была еще красавицей.
Она подписывала письмо:
"Твоя
Бабушка, Бабушка, Бабушка-я-я!"
Она не хотела останавливаться на достигнутом,
И договорилась о месте встречи,
Чтобы посмотреть,
Клюнет ли он на ее инкогнито.
И когда он посмотрел на нее,
Ему показалось, что они уже встречались.
Невероятно, как она
Была похожа на его маленькую женушку.
В ней было всё, что ему было нужно.
Совсем как у его жены, до того как она охладела к нему
Совсем как у его жены, когда она была еще
Красавицей, и он закричал:
"Я весь твой,
Бабушка, Бабушка, Бабушка-я-я!"
В официальном видео на песню «Babooshka» певица предстала в чёрном трико и вуали в обнимку с контрабасом.
Контрабас символизировал… мужа героини, с которым Кейт вела себя вполне по-супружески — то обнимала, то колотила кулачками. На припеве героиня клипа превращалась в грозную воительницу — в блестящем кольчужном наряде, с мечом в руке и с совершенно безумным выражением лица.
Тут надо сказать, что клипы и выступления Кейт Буш всегда отличались изобретательной и продуманной драматургией и хореографией (певица была очень пластична и в юности брала уроки у мастера пантомимы Линдси Кемпа). Фантазии девушке было не занимать, поэтому одной версией с контрабасом она не ограничилась.
Например, на шоу BBC "Dr Hook" Кейт исполняла «Babooshka» сразу в двух образах.
Для этого она использовала т.н. «раздваивающийся» наряд: чёрный и строгий с правой стороны, и яркий и блестящий — с левой.
А на выступлении в Италии танцевала в паре с партнёром, который повторял её движения будто тень.
Уже после того, как песня была написана, экзотическое имя стало буквально преследовать певицу. То она увидит по ТВ, как Дональд Свэн поёт песню о «Babooshka». То услышит по радио оперу с тем же названием. По словам Буш в опере повествовалось о некой Бабушке — женщине, которая была слишком занята, чтобы пойти с волхвами и почтить новорождённого Иисуса, а потом уже не могла сама найти мессию-младенца. Наконец, у друга певицы был кот по прозвищу Babooshka.
Позже Кейт таки узнала о русском происхождении слова (кроме пожилой женщины, «бабушкой» на западе также называли платок, сложенный треугольником и завязанный на подбородке узлом). Наверное, именно по этому во время Рождественского ТВ-выступления певица уже исполняла эту песни на фоне картинок со старинных российских открыток.
Сингл «Babooshka» вышел 23 июня 1980 года, достиг 5-го места и в целом провёл в британском хит-параде 10 недель. Ну, а лонгплей «Never for Ever» установил очередной рекорд, став первым британским альбомом №1, записанным женщиной.
И ещё. Оказывается, «Babooshka» - ещё и первая песня Кейт Буш, выпущенная советской фирмой "Мелодия" — причём, говорят, в год её официального выхода! Правда это была всего лишь гибкая пластинка с заголовком «Послушай музыку», где песня почему-то называлась... «Проказница».
Из каверов на "Babooshka" я решил выбрать самый необычный - от дамы в полном расцвете сил:) под ником Miss Platnum. Местами оригинал не сразу и узнаешь, ведь здесь он переиначен под ритмы R’n’B - да ещё и с вкраплением балканских мотивов.
О втором (наверное, самом любимом у нас) хите пластинки «Never for Ever» я расскажу в следующей статье.
***
Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями...
И ЕЩЁ! Желающие поддержать мой канал (а в нынешнее время это немаловажно) могут сделать это ЗДЕСЬ.
Автор: Сергей Курий