Найти в Дзене
Петр Власов

Асы бомбардировщиков и разведчиков Do.17 – Do.217

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Ну, и ставшее уже традиционным «иллюстрирование» определителей модификаций разных интересных самолетов мира статьей об асах, летавших на этих машинах. Сегодня речь – о некоторых выдающихся пилотах бомбардировщиков и разведчиков фирмы «Дорнье» - от Do.17 до Do.217. Но учитывая, что ранние модификации Дорнье или «сошли со сцены» до начала 2МВ, или использовались только в ее начальный период и исключительно в разведывательной авиации, которая в сочетаниях «летчик-самолет» освещена в литературе наиболее бедно, ниже будут представлены «наиболее боевые» версии: Do.17Z и Do.217.

FROHLICH Stefan

-2

Австриец Стефан Фрёлих был ветераном 1МВ, в которой командовал саперной ротой. В послевоенной австрийской армии перешел в авиацию, и к аншлюсу Австрии дослужился до звания подполковника и должности начальника авиабазы. После присоединения Австрии к Германии Фрёлих вступил в Люфтваффе, и в феврале 1939 был назначен командиром 1–й группы 76–й бомбардировочной эскадры (полка I/KG-76), вооруженной самолетами Do.17Z. После окончания боевых действий в Польше Фрёлих в конце сентября 1939 возглавил всю эскадру KG-76. За боевые вылеты и успешное руководство действиями дивизии в ходе Французской кампании Фрёлих в июле 1940 был награжден Рыцарским крестом Железного креста. Затем Do.17Z из KG-76 под его руководством участвовали в «Битве за Англию». В феврале 1941, когда KG-76 начала перевооружение с Do.17Z на Ju.88, Фрёлих был направлен руководить авиацией Африканского корпуса, поддерживавшей действия генерала Роммеля. В начале 1942 он был переброшен на советско-германский фронт, а в конце того же года – на Западный, где в звании генерала (получил его летом 1943) возглавил 3–й воздушный флот IX авиационного корпуса. В 1945 Фрёлих стал командующим 10–м воздушным флотом со штабом в Берлине. В последние дни войны вышел в отставку.

von HALENSLEBEN Rudolf

-3

Гауптман Рудольф фон Халенслебен в должности командира 2-й эскадрильи KG-76 на бомбардировщике Do.17Z участвовал во французской кампании, в «Битве за Англию» и в захвате Греции. Летом 1941 эскадрилья фон Халенслебена в составе I/KG-76 вторглась в СССР; но в это время он летал уже не на Do.17Z, а на Ju.88, на которые KG-76 перевооружилась в начале 1941 года. В 1943 за боевые успехи майор фон Халенслебен был награжден Рыцарским крестом, и поставлен во главе своей эскадры KG-76, а летом 1944 он возглавил KG-2, вновь вернувшись на самолет Дорнье – теперь уже на Do.217, которыми была вооружена эта дивизия. В это время KG-2 базировалась на Голландию, и вела борьбу против Англии и ее кораблей в Северном море. Погиб подполковник фон Халенслебен 21 марта 1945 г. под бомбами американских самолетов при их налете на аэродром Лайпхайм под Аугсбургом.

SALMINEN Viljo Frithiof

-4

Летчик финской авиации Вильё Фритьоф Салминен (1905-1991) зимой 1939-1940 участвовал в советско-финской войне, в ходе которой совершил 49 боевых вылетов на разведку войск противника. С первых дней новой, так называемой «Продолжительной войны» (1941-1944 гг.) он вел воздушную разведку и не раз при этом атаковал советские объекты на самолете британской постройки Bristol «Blenheim». За многократно добытые ценные сведения и успешные штурмовки Салминен в ноябре 1941 был удостоен Креста Маннергейма. Причем он стал вторым в ВВС, и первым в бомбардировочной авиации кавалером этой высшей награды Финляндии. После награждения командование, оценившее способности летчика, решило использовать его для дальней разведки и фотографирования объектов в глубоком тылу противника. Для этого Салминена пересадили с потрепанного «Blenheim» на новенький самолет немецкого производства – разведывательный вариант Дорнье Do.17Z-3, имевший более высокие летные характеристики, чем «британец». На этой машине Салминен и вел в течение двух лет глубокую разведку по тылам противника, доведя на ней свой налет до 197 боевых вылетов. А в начале 1944 года, незадолго до выхода Финляндии из войны, старшину Салминена перевели инструктором в авиашколу воздушных разведчиков.

SCHMETZ Heinrich

-5

Генрих Шметц на бомбардировщике Не.111 в составе II./KG4 участвовал в боях над Польшей, Норвегией и Западной Европой. В «Битве за Англию» осенью 1940 г. лейтенант Шметц летал на самолете Ju.88 в составе III./KG30 - был штурманом в экипаже знаменитого бомбардировочного аса Хайо Херрмана. В начале 1943 г. обер-лейтенанту Шметцу поручили проведение испытаний управляемых бомб Fritz X, а в апреле 1943 его назначили командиром эскадрильи 8./KG100 бомбардировщиков Do-217K, вооруженных этими Fritz X. И под командованием Шметца его эскадрилья в августе - сентябре 1943 г. потопила в Средиземном море управляемыми бомбами много судов противника общим тоннажем свыше 100.000 брт. Но особо Генрих Шметц отличился 9 сентября 1943 года. В тот день около 15.00 часов он во главе тройки Do-217K-2 с высоты 5.500 метров атаковал итальянский флагманский линкор «Рома». Планирующую бомбу РС1400Х, сброшенную с его «Дорнье», оператор обер-фельдфебель Оскар Хун направил точно на линкор, и в 15.30 она попала в кормовую часть корабля. Тяжело поврежденный и потерявший скорость линкор был через несколько минут добит и потоплен второй управляемой бомбой, сброшенной с самолета командира III./KG100 гауптмана Йопе.

В 1944 гауптман Шметц стал командиром III./KG100; за боевые успехи он в октябре был награжден Рыцарским Крестом. После расформирования III./KG100 из-за тяжелых потерь Шметц служил в штабе по вооружениям специального назначения Люфтваффе.

JOPE Bernhard

-6

Боевую карьеру только что окончивший авиаучилище Бернхард Йопе начал в мае 1940 г. в составе 2-й эскадрильи 40-й бомбардировочной эскадры (2./KG40). Летая на дальнем четырехмоторном бомбардировщике FW-200C, он в октябре 1940 к западу от Ирландии обнаружил и атаковал английский транспорт «Empress of Britain» (42.348 брт) - второе по величине судно английского торгового флота. В результате двух прямых попаданий бомб, сброшенных Йопе, транспорт получил тяжелые повреждения и на нем начался пожар. Затем обездвиженный «Empress of Britain» по поднимавшемуся с него густому дыму обнаружила немецкая подводная лодка U-32, добившая гиганта торпедным ударом. За этот успех Йопе получил звание обер-лейтенанта и был награжден Рыцарским Крестом.

В июле 1943 г. гауптман Бернхард Йопе был назначен командиром Группе (полка) III./KG100, оснащенной бомбардировщиками Do-217K. Полк базировался на Южную Францию и вел боевые действия над Средиземным морем. Особого успеха гауптман Йопе и его подчиненные добились 9 сентября 1943 года.

Итальянский линкор «Рома» под атакой управляемой бомбы Fritz X
Итальянский линкор «Рома» под атакой управляемой бомбы Fritz X

В тот день около 15.00 часов Йопе вывел 11 бомбардировщиков Do-217K-2 своего полка на отряд итальянских кораблей, и с высоты 5.500 метров провел успешную атаку по итальянскому флагманскому линкору «Рома». Первую планирующую бомбу РС1400Х на линкор сбросил «Дорнье» командира 8.KG100 обер-лейтенанта Генрих Шметц; она в 15.30 попала в кормовую часть корабля, лишив его управления и скорости. После чего гауптман Йопе сбросил со своего «Дорнье» вторую планирующую бомбу; управлявший ею оператор унтер-офицер Деган в 15.46 добился второго попадания в линкор. Этот удар довершил дело: взрыв бомбы вызвал детонацию артиллерийского погреба, от чего линкор быстро ушел на дно. За этот успех на следующий день, 10 сентября 1943 г., Бернхард Йопе был повышен в звании до майора и назначен командиром всей эскадры KG100. Этой эскадрой Йопе командовал вплоть до ее расформирования в августе 1944 г., заработав за это время еще и Дубовые Листья к Рыцарскому Кресту. С октября 1944 г. оберст Йопе был командиром бомбардировочной эскадры KG30.

«Скоростной» тихоход Dornier Do.17 (01). Бомбардировщик для Люфтваффе

«Скоростной» тихоход Dornier Do.17 (02). Экспортные варианты Do.17 и Do.215

Do.217: неудавшийся «пикировщик»

«Скоростной» тихоход Dornier: ночной истребитель

Асы ночных истребителей Дорнье

Другие статьи канала по теме «Асы 2МВ»:

Великолепная пятерка советских асов-бомбардировщиков

Великолепная пятерка советских асов-истребителей

Великолепная пятерка советских асов-штурмовиков

Асы 2МВ. Тройка лучших самураев: морская авиация Японии

Асы японского истребителя «Зеро» (2)

Воздушный «морпех» - папаша «бастардов»

Асы 2МВ: главный «раздолбай» Люфтваффе

Асы 2МВ: крылатый «Георгий Победоносец» из штрафбата

"Гроза фашистов" - М.Д. Баранов

"Невезучий везунчик Балтики"

2МВ: Тройка лучших асов Великобритании

«Самый страшный немецкий ас» советско-германского фронта - по мнению советских журналистов

Загадочная «кругосветка» немецкого аса

Асы 2МВ: Дэвид Мак Кемпбелл – 9 побед в одном бою!

Лучшие асы Египетской кампании 1940-1942 гг.

Лучшие асы Тунисской кампании 1942-1943 гг.

«Новозеландская кошка с девятью жизнями»

Лучшие асы Битвы за Англию

Лучшие асы французской кампании 1939-1940 гг.

Хартман или Кожедуб – чей ас был «круче»?

«Чертова дюжина» Василия Голубева

Первые воздушные асы 2-й мировой войны

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.