Найти тему
Мама Научит

Не надо думать, как отогнать подростка от гаджетов. Надо думать, как сделать его "цифровую среду" полезной. И безопасной

Оглавление

Сначала хотела написать "Не надо пытаться оградить подростка от..." И дальше пусть каждый сам подставит то, что считает наиболее опасным. Но потом подумала, что все-таки есть вещи, от которых надо именно оградить. Которые невозможно применять безопасно и с пользой.

Да, например, со спиртным ребенку лучше познакомиться дома, под присмотром родителей, чем в подростковой компании. И не "кидайте в меня тапками", что ребенку нельзя спиртное. Об этом еще напишу.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

С гаджетами то же самое. Все попытки родителей принудительно ограничить приводят к худшим результатам, чем даже полная бесконтрольность.

Опасность "цифрового слабоумия"

Большинство авторов, рассуждая об опасности гаджетов, приводит в качестве обоснования статью в журнале "Химия и жизнь" за 2014 год. Ссылку на саму публикацию приведу в первом комментарии.

В указанной статье, которая носит устрашающее название "Цифровое слабоумие", автор усиленно агитирует как раз за если не полный запрет, то существенное ограничение использования гаджетов детьми и подростками. И все это подается под "научным соусом":

  • перечисляются десятки названий публикаций на английском,
  • приводятся устрашающие проценты,
  • результаты многочисленных научных экспериментов.

Однако, если ознакомиться подробнее, то оказывается, что проценты, например, это ... количество людей, у которых есть смартфон. Задумайтесь: не процент людей, чей мозг доказанно пострадал от воздействия цифровых устройств, а просто - процент обладателей смартфонов. Что это доказывает?

Далее автор рассуждает о том, что энтузиасты - противники использования цифровых устройств детьми и подростками не жалеют сил и времени не только на публикации, но и на выступления в парламенте и т.п. И что это доказывает?

Из чего автор делает весьма интересный вывод:

"судя по прочитанным книгам и статьям, свидетельств потенциальной опасности цифровых технологий для растущего мозга более чем достаточно. Но в данном случае это даже и не важно, потому что помимо исследований есть интуиция мастерства, интуиция профессионалов..."

Знаете, для меня этой части статьи уже достаточно, чтобы реально усомниться в компетентности автора.

А далее в статье приводятся данные о мозге, его развитии и важности для детей взаимодействия с реальной средой, а не только с ее изображением. Но, простите, это относится не только к цифровым устройство, но и равной мере к показу, например, картинок вместо реальных объектов. А при чем тут тогда цифровое слабоумие?

И единственный аргумент, который приводит автор, единственный факт, впрочем, непроверяемый, - это ряд представителей "цифровой индустрии", которые ограничивают использование гаджетов собственным детям.

Настоящая опасность

Впрочем, автор статьи совершенно не ратует за то, чтобы дети "жили" в гаджетах. Даже если сами по себе устройства не несут серьезной угрозы здоровью, ребенка, проводящего часы перед экраном, подстерегает ряд иных опасностей.

Опасность "иллюзорного мира"

Ребенок в силу развитого воображения и отсутствия обширного опыта взаимодействия с реальной средой более склонен "путать" мир реальный и воображаемый.

Это, конечно, не значит, что, насмотревшись мультиков "Том и Джерри", он будет "лупить" друзей молотком по голове. Но вот границы возможного у детей действительно "размываются". Это может касаться расстояний, необходимых усилий для достижения цели, технического прогресса.

Кроме того, у детей есть часто ощущение безопасности и анонимности. Они не понимают, что друзья, которые у них появляются посредством цифровых устройств, могут вместо "девочки с бантиком" оказаться "бородатым мужиком". Они с легкостью раскрывают подробности своей жизни, рассказывают о семье.

Когда гаджет "вместо"

Да, это вредно.

  • Когда гаджет используется, например, чтобы научить ребенка читать. И вместо живого общения с мамой (или хотя бы педагогом", ребенок получает "приложение".
  • Когда вместо игры в салочки пятилетка "гоняет" на танчике по экрану, а трехлетка играет в цифровые кубики.
  • Когда вместо подруги девочка задает вопрос о "вечной дружбе" Алисе.

Вредно, как любой суррогат.

В то же время, разве не здорово, что мы можем показать ребенку Ниагарский водопад в реальном времени через веб-камеру, не имея возможности устроить к нему экскурсию?

Вред для здоровья, но не специфический

Безусловно, очень вредно смотреть часами в экран, особенно в экран смартфона и планшета, расположенный близко к глазам. Это приводит к спазму глазных мышц и может спровоцировать ухудшение зрения.

Естественно, вредно часами сидеть в одной позе. Да еще и "точить" что-то непрерывно, сочетая просмотр/игру с поеданием чипсов, орешков, попкорна и т. п. Тут и до ожирения недалеко. Но разве просмотр телевизора, чтение книг не несут такой же опасности?

А делать-то что?

Подростку уже бесполезно ограничивать время. Хотя для маленьких детей это, безусловно, необходимо.

Например, планшет или смартфон отлично работают, если нужно занять ребенка в транспорте, в очереди, отвлечь и угомонить. Но дома обязательно должны быть игрушки по возрасту. И с ребенком надо играть в них! Сам он, конечно, предпочтет гаджет. Ни один ребенок не предпочтет гаджет обществу мамы (папы) с кубиками, куклами, машинками.

Если же речь идет о подростке, то, как чистить зубы по утрам и вечерам, у него необходимо сформировать привычку отрываться от экрана примерно каждые полчаса. Хоть пару минут пройтись, посмотреть в окно, выпить воды...

Отдайте ребенка на компьютерные курсы, где его научат "дизайнить", "кодить", вести блог - что угодно, что покажет ему: гаджет - инструмент, а не самоцель.

И еще, не устаю повторять: говорите с детьми. Интересуйтесь тем, что им интересно! Не допрашивайте, а именно слушайте. Дети сами расскажут и о новых друзьях, и о новых играх. Пока родители "в курсе", они могут влиять на происходящее. А совет, высказанный в корректной форме, а не в виде ультимата, не вызывает протеста.