Формирование самоконтроля при письме можно выделить самостоятельным направлением в работе по устранению дисграфии у младших школьников. Для реализации этой задачи рекомендуется проводить с учащимися предшествующую формированию самоконтроля работу по уточнению представлений детей о языковых единицах — предложении, слове и их составе. Особое внимание в этой работе стоит уделять ориентировке детей не только на более знакомый им звуковой, но и на зрительный образ слова.
На этом (первом) этапе коррекции дети могут выполнять следующие задания и упражнения:
- составление предложений по картинкам и их схематическое
изображение, с последующим заполнением схемы языковыми элементами;
- угадывание предложений, «записанных» в виде схем под сюжетными картинками;
- вставление пропущенных слов и записи предложений под сюжетными картинками;
- уточнение дифференциации звука (буквы) и слога — составление графических схем слов (буквенных и слоговых) с опорой на предметные картинки;
- вставление пропущенных в записи слова букв, слогов с опорой на предметные картинки;
- подбор и запись слов с заданным количеством звуков, слогов;
- преобразование слов и предложений с помощью добавления слогов и слов, игр «Кроссворд», «Типография», в которых с опорой на предметные и сюжетные картинки требуется заполнить буквами и слогами пустые клетки;
- уточнение различения грамматических форм слов с помощью заданий, в которых нужно вставить в предложения слова, данные в скобках в начальной форме; составить и записать словосочетания из слов, данных в начальной форме;
- уточнение значений и написания предлогов, составление и запись предложений с предлогами.
После уточнения представлений детей о структуре слов и предложений рекомендуется начинать второй этап работы — формирование контроля с помощью проверки записей предложений, текстов. Когда школьники научатся осуществлять проверку текста без опоры на карточку и молча, наступает третий этап — формирование контроля непосредственно в процессе выполнения письменных работ.
С. Л. Кабыльницкая разработала правило проверки записи школьником: сначала проверяем по смыслу, затем — по написанию.
- Читай предложение вслух.
- Подходят ли слова друг к другу?
- Нет ли пропуска слов?
- Читай слова вслух по слогам и выделяй каждый слог чертой.
- Нет ли пропуска букв?
Н.П.Карпенко и А. И. Подольский предложили вариант проверки записи слов:
1. Читай слово вслух, выделяя каждый слог чертой.
2. Нет ли пропуска слога или буквы?
3. Нет ли замены букв, сходных по звучанию?
4. Правильно ли написаны буквы?
Правило написания текста (по Н. П. Карпенко и А. И. Подольскому):
- Повтори предложение вслух.
- Подходят ли слова друг другу?
- Составь схему предложения.
- Записывай слова, при этом подумай:
а) какие буквы надо писать?
б) какое правило можно применить?
5.Проверь написанное.