Найти тему
Михаил Ванеев

Фотограф даже не знал о существовании Nazareth

Очередной эксклюзив от проекта «Правда о Nazareth»

«Malice in wonderland довольно-таки сюрреалистичная обложка, не так ли? От всех этих манекенов у меня мурашки по коже. И ведь это в основном совсем юные ребята, дети. Выглядит жутковато. Меня она всегда напрягала». — Пит Эгнью, Nazareth

Nazareth. «Malice in wonderland» (1980)
Nazareth. «Malice in wonderland» (1980)

Бернар Фокон (Bernard Faucon) — французский фотограф и писатель, родился 12 сентября 1950 года. В 1995 году завершил карьеру фотографа. Вера в силу фотографической правды ослабла до такой степени, что больше не оправдывала создание «настоящих вымыслов». Начиная с 2000 года письменное слово, которое присутствовало с самого начала, наконец взяло верх над фотографией. С 1977 года состоялось около 300 персональных выставок фотографа по всему миру.

Бернар Фокон (Bernard Faucon)
Бернар Фокон (Bernard Faucon)

Лично у меня оформление альбома Nazareth «Malice in wonderland» (1980) всегда вызывало особый интерес. Потребовалось почти три года, чтобы связаться с Бернаром и выяснить хоть какие-то детали истории создания фотографий, которыми оформлена эта обложка. Я планировал, что этот материал может войти в книгу, но по объективным причинам, лишь в июне 2022 года Бернар любезно согласился прокомментировать некоторые факты связанные с работой над широко известной в мире серией фотографий под общим названием «Летний лагерь» (Summer Camp, 1976-1981).

Бернар Фокон: Вынужден разочаровать, мне нечего рассказать об этом!

Изображение на этой обложке создавалось не для Nazareth, это просто одна из фотографий моего цикла «Большие каникулы» (1976—1981), которую, как я полагаю, их арт-директор увидел в «Zoom» — журнале, где в 1978 году эти фотографии были впервые опубликованы.

Встреча с Nazareth, с моей точки зрения, случайна. Я практически никак не связан с хэви-металом и не знал о существовании такой группы. С альбомом ознакомился, но очень бегло.

Мне прекрасно понятен этот выбор для обложки Malice In Wonderland, даже если это и не мой мир. У любого образа существует бесконечное количество вероятных интерпретаций. Смысл фотографий из-за того, как это представила группа не изменился. Образам свойственно жить своей жизнью. Мои работы вдохновляли театральных режиссеров, модельеров, художников-декораторов, писателей и психоаналитиков!

«Летний лагерь» (Summer Camp, 1976—1981)

Идея поддельного вымысла, возможности отождествления фотографии и манекенов, посетила меня как гром среди ясного неба. Картины детства, созданные из плоти и гипса, огней Люберона, ностальгии и неугасаемых желаний, выкристаллизовались вместе посредством волшебства запечатления образов в фотографии. Возможность зафиксировать, увековечить в свете, позволяет явить миру совершенство мгновения. Лето 1976-го началось стремительно. Я чувствовал прилив сил, юность била ключом.

Я купил больше сотни манекенов в магазинах готовой одежды. Они были совершенно стандартные. Иногда мне доставались полностью одетые манекены, но также доводилось докупать старую одежду.

Набив битком манекенами свою Mehari (недорогая модель Citroen с открытым верхом), я пустился в дорогу — через спальный район, где находился дом моих родителей, в котором прошло детство, через кладбище Лю, бассейн в Сен-Сатюрнен, пляжи Сент-Мари-де-ла-Мер в Камарге. Я спешно устанавливал манекены, проводил съемку, после чего так же быстро убирал их и ехал дальше. Когда они оказывались в местах, оставивших след в моем детстве, я представлял себе, что эти человечки, высвободившиеся из своих витрин, высвободили неведомые силы, вынесли на свет нечто величественное, нечто такое, что было, очевидно, превыше нас.

На съемку фотографии на обложке ушло около трех дней. На фотографию на обратной стороне конверта — одна ночь.

Бернар Фокон (Bernard Faucon)
Бернар Фокон (Bernard Faucon)
«Банкет» (Le banquet)
«Банкет» (Le banquet)
«Телескоп» (Le Telescope)
«Телескоп» (Le Telescope)

Было отснято одна-две пленки на дюжину композиций. В постановочной работе я придерживаюсь правила хранить только избранный фотоснимок. Это словно выхваченный момент времени, репортажная фотография.

Самыми продолжительными съемками в этой серии так же стали:

А в оформлении других обложек были использованы ещё несколько фотографий:

По завершении работы над циклом, 100 манекенов задействованных в съемках, были приобретены компанией Nanasai и хранятся в ее корпоративной коллекции произведений искусства в Киото, Япония.

Бернар Фокон (Bernard Faucon)
Бернар Фокон (Bernard Faucon)

Good luck,
Bernard

P.S. Открытие постоянной выставки Бернара Фокона в музее современного изобразительного искусства в Чэнду (Chengdu, Китай) в 2019 году.

Книга «Правда о Nazareth» / PRAVDAoNAZ
Коллекционное лимитированное издание, офсетная печать, формат: 300x300 мм, мелованная бумага 150 гр., 256 страниц, вес: 2,2 кг.

Перевод: Максим Епанчинцев

© Art Direction & Photographer Mikhail Vaneev / Waniewski