Продолжаем разговор о Ведах и фундаментальном сюжете Вед - битве Духовного Воина со Змеем. В предыдущих двух статьях мы говорили о религии хеттов и Ригведе. Новым источником информации для нас станет Авеста. Конечно, Заратуштра привнёс яркий дуализм туда, где его в такой форме ранее не было. Но вся Его концепция базируется на изначальной, корневой основе, которая очень чётко прорисовывается в зороастризме, и даже через зороастрийское влияние нашла своё отражение в христианстве. Тогда как в Ригведе и других (в том числе славянских) источниках от неё остались, хоть и явные, но не слишком понятные следы.
Заратуштра родился на стыке эпох в тот период, когда мир активно менялся. Царящая вокруг несправедливость и утрата глубокого понимания Вед, сведение ведического ритуала к колдовскому жертвоприношению ради удачи заставили Его задуматься о реформе Ведического учения. Свидетельства тех явлений, которые позже стали причиной кризиса, мы в изобилии видим уже в Ригведе. Это какой-то другой Индра, образ которого кажется извращён «хитрецом» Вритрой (перевод Т.Я. Елезаренковой):
«При полном вооружении, он увешал себя колчанами. Он угоняет коров чужого - у кого хочет. Сгребая себе много добра, о Индра, не будь скупым к нам, о возросший! Ведь ты убил дубиной богатого дасью...» (РВ 1:33:3-4)
«Ты ведь видишь насквозь сокровище народа, не почитающего (богов, и их) вождя: принеси нам их сокровище!» (РВ 1:81:9)
И вот уже появляются колдуны, которые считают, что знают как посредством жертвоприношений управлять Индрой (!) и следовательно удачей в набегах, а отношения с божеством сводятся к формуле «ты - мне, я - тебе»:
«Ведь мы, лишенные сторонников, тебя, богатого сторонниками, подчинили себе, мудрые, о Индра. Какие есть формы проявления у тебя, о бык, во всех них явись на питье сомы!» (РВ 8:21:4)
«Длинным пусть будет крюк у тебя, которым ты передаёшь добро жертвователю, выжимающему (сому)!» (8:17:10)
Самое время прийти в мир новому Змееборцу для того, чтобы напомнить людям суть ведического учения, и таким человеком стал Заратуштра:
«Этим учением мы вместе воссоздадим первозданную жизнь.» (Ясна 28:11 перевод myrngwaur)
«А мы да будем теми, кто обновляют мир.» (Ясна 30:9 перевод Стеблин-Каменского)
Заратуштра в новом учении отверг скомпрометированного Индру и причислил его к демонам. В Младшей Авесте говорится, что Индра «сбивает с пути праведности». Но не потому, что Индра был изначально неправильный бог, а потому, что люди стали приписывать Ему свои небезупречные качества. Однако миф о победителе Змея остался. Только борьба со Змеем это уже не бесконечный циклический процесс, она ограничена во времени. Зороастрийцы считают, что в конце времён Змей должен быть повержен окончательно.
Если у индийских ариев наиболее древние тексты (тексты Ригведы) являются древнейшими как по содержанию, так и по языку, то с Авестой не всё так просто. Гаты создавались ещё Заратуштрой. Это наиболее древняя часть Авесты по языку. Они появились примерно в одно время с Ригведой. Также некоторые другие тексты были созданы либо при жизни пророка, либо Его ближайшими последователями. Однако через какое-то время после смерти Заратуштры тексты меняются и кажется, что произошёл откат назад. Вновь появляется множество старых богов, которых называют Язатами - достойными почитания. Поэтому Яшты, которые появились позже Гат, содержат в себе сведения о верованиях ариев, которые были задолго до рождения Пророка, а основная идея Заратуштры обрастает всевозможными подробностями, связанными с дозороастрийскими верованиями.
Что касается змееборческого мифа, то он лёг в основу Благой Веры (так называют зороастризм), подобно центральному потоку реки, и в то же время вплетается в эту реку дополнительными ручейками легенд, пришедших из более древних времён. В Ригведе убийца Вритры - Бог Индра. Только в некоторых гимнах говорится, что этого Змея убил человек, вдохновлённый Индрой, а битва шла как на небесах, так и на земле. В Авесте же убийца Змея - это всегда человек, наделённый духовной чистотой, силой и поддержкой Высших сил. Более того, не только Великий Воин, но и каждый из живущих людей участвует в этой битве, так как все наделены свободой выбора. Делая неправильный духовный выбор, человек склоняет чашу весов в сторону осквернения и уничтожения мира и выращивает Змея. Нейтралитет в битве невозможен. Так как, если человек нейтрально не противится творящемуся злу, то он так же кормит Змея.
Змееборец в Авесте не совмещает в себе функции Бога Грозы, Бога Победы и Победителя Змея. Это разные персонажи. Олицетворение Победы в зороастризме уже не Индра, а Веретрагна (Он же Варахран или Бахром) - это авестийский вариант звучания эпитета Индры из Ригведы - Вритрахан, что означает «убийца Вритры». Веретрагна в переводе с авестийского означает «разбивающий препятствие». Веретрагна Победоносный - это Язат, помощник Ахура Мазды (Ахура Мазда - Единый Бог в зороастризме). Веретрагне посвящён Яшт 14, который называют Варахран-яшт. Содержание яшта представляет из себя беседу Заратуштры с Ахура-Маздой. В ходе этой беседы Веретрагна показывает пророку свои проявления в виде Ветра, Быка, Коня, Верблюда, Вепря, Юноши, Птицы, Барана, Козла, Мужчины и благословляет Заратуштру. Заратуштра же просит у Веретрагны такую силу, которой владели Змееборцы древних времён:
«Трайтаона могучий владел такою силой, когда сразил он Змея трёхглавого Дахаку. Трёхпастый, шестиглазый, коварный, криводушный, исчадье дэвов, злой, могущественный, сильный, он сделан Анхра-Манью сильнейшим быть во Лжи, на гибель всего мира, всех праведных существ.» (Яшт 14:40 перевод И.М.Стеблин-Каменского)
Имя Аджи Дахака означает «Демонический Змей». Аджи в переводе с авестийского - это змей или дракон. Это слово родственно санскритскому названию змеи «ахи». Слово «дахака» происходит от того же корня, что и санскритское «дасью», означающее демона. В русском языке есть слово «дохнуть» вероятно происходящее от того же корня (демоны не умирают, они дохнут, то есть после смерти уже не возродятся). В Ригведе Вритру называют Змеем Дасовским. И в некоторых гимнах он, как и Аджи Дахака в Авесте, описан трёхголовым. В Авесте говорится, что Дасовский Змей жил среди людей, приносил жертвы богам ради своих целей и даже правил одной из стран. Змей Дахака обычно изображается с одной человеческой головой и двумя змеиными.
Однако главный враг мира - это не Дахака, а тот, кто его создал. Поэтому, хоть мы и проводим параллель между ним и Вритрой, всё-таки Вритра - это демон рангом повыше. Ведь Вритра - перворождённый из змеев, а Дахака - нет. В Авесте Аджи Дахака - это Змей из былых времён, с ним сражались великие предки и победили его, приковав к скале до начала последней битвы, перед которой ему удастся освободиться. Это древние сказания, которые органично вплелись в учение Пророка. Победил Змея Дахаку могучий Трайтаона. Об удаче в битве он просил богинь Ардви-Суру и Ашу (Яшт 5:34 и Яшт 17:34). И ещё Трайтаона обладает Хварно (особым благословением, победоносной силой и удачей), которым обладали божественые личности, величайшие праведные цари арийских стран, другие змееборцы, рождённые и ещё нерождённые Спасители мира (Яшт 19).
«И поразил он Змея трехглавого Дахаку. Трехпастый, шестиглазый, коварный, криводушный, исчадье дэвов, злой, могущественный, сильный, он сделан Анхра-Манью сильнейшим быть во Лжи на гибель всего мира, всех праведных существ...» (Яшт 19:37)
Заратуштра переосмысливает древнейшее сказание о Победе над Змеем. Олицетворением зла в учении Заратуштры является Ангра-Майнью (он же Ахриман или Ариман), что в переводе с авестийского означает «Злой Дух» или «Нечистый Дух». Ангра-Майнью создаёт всевозможных демонов, в том числе и змееподобных, и мечтает испортить и уничтожить мир. У грядущего Спасителя, который одержит победу над Ангра-Майнью, будет то самое оружие, которым когда-то был убит Змей Дахака. Ведь по сути Ангра-Майнью это и есть перворождённый Змей, а Дахака - его земное проявление. В Бундахишн, глава 3 «О нападении Врага на творения» сказано:
"Злой дух имел тело бревенообразной ящерицы."
Зороастрийцы считают, что Ангра Майнью в результате Великой Битвы будет побеждён окончательно. В схватке за плотский Мир будут участвовать по очереди три Сына Заратуштры - три Спасителя. Спасители родятся на земле от «семени», оставленном Заратуштрой в озере Кансава. Разочарую всех тех, кто уже определил местонахождения этого озера. Это озеро не материальное, такое же не материальное, как реки, которые были освобождены Индрой. Поэтому любое на земле озеро, или даже море, может стать озером Кансава, если на то будет Воля Святого Духа (Спента Майнью). Третий сын (Астват-Эрэта) уничтожит Ангра-Майнью и восстановит совершенство Творения. Так считают последователи Благой Веры.
«Восстанет Астват-Эрэта из озера Кансава, гонец Ахуры-Мазды, сын Виспатаурвари, размахивая грозно Оружием победным, которое Трайтаона носил с собой, когда он убил Дахаку Змея;» (Яшт 19:92)
«Он разума глазами окинет все творенья без безобразной Лжи, весь мир увидит плотский глазами благодати, и сделает бессмертным взгляд этот плотский мир.» (Яшт 19:94)
«Благая Мысль одержит Победу над Злой Мыслью, речь лживая правдивой будет побеждена, а Целость и Бессмертие осилят голод с жаждой, и голод злой, и жажду они сразят навек, а злобный Анхра-Манью, своей лишившись власти, бессильный убежит.» (Яшт 19:96)
Что касается самого Заратуштры, то мы не можем с определённостью утверждать, что Он говорил что-либо про трёх своих сыновей. Вполне вероятно, что эта тема - влияние более древнего предания, следы которого мы рассмотрим позже. Но мы с уверенностью можем сказать,судя по тексту Гат, что Заратуштра осознавал себя Спасителем и говорил о приходе следующего Спасителя.
Продолжение статьи читать по ссылке ниже.
Читать далее:
Центральная идея ведической цивилизации. (4 часть)
Центральная идея ведической цивилизации. (5 часть)
Центральная идея ведической цивилизации. (6 часть)
Центральная идея ведической цивилизации. (1 часть)
Центральная идея ведической цивилизации. (2 часть)