Дмитрий Гусев @oilfly специально для @energytoday
Сегодня внимание всех СМИ обращено на единственную тему — решение Евросоюза о возможном установлении предельных цен продажи нефти и нефтепродуктов из России. Вместо адекватного анализа — полное шапкозакидательство. Необоснованное и неверное в корне.
Безусловно, мера достаточно сложная для нашей экономики, результаты ее введения непросчитаны, какие будут результаты для мировой экономики — непонятно. Попробуем разобраться тихо и спокойно, что сие есть, и какие последствия для нас эти ограничения принесут.
Начнем с того, что ограничение цен — вполне рыночная мера. Используется всеми и постоянно, просто в разных формах. По сути — это картель потребителей. Самый простой пример — сделка ОПЕК+, в рамках которой производители нефти оказывают влияние на цену (чтоб она была не ниже определенной). Объединение потребителей — это некий АнтиОПЕК. Поэтому даже на уровне согласования этого решения — вполне вероятный, возможный и рыночный характер. Если производителям можно, то почему нельзя покупателям?
Предельные цены на нефтепродукты существуют во всей Европе — розничная цена устанавливается каждую неделю. Ограничения по приобретению сырья (насколько они законные и признанные — второй вопрос) существуют давно — это и Ирак, и Северная Корея, и многие другие государства, равно как и продукты. Любое государство может регулировать стоимость сырья экспортными либо импортными пошлинами — это тоже признается адекватными мерами реагирования. Ну, и наконец, в России существует ограничение розничных цен на нефтепродукты на АЗС — начиная с 2018 года цены не могут расти выше инфляции.
Таким образом, мы понимаем, что никто не замерз, не умер. И сверхнового ничего не произошло. Задача же наша в другом — найти преимущества для развития в этой модели, а не пойти по пути поиска обхода вводимых ограничений. Ибо обход ограничений приводит к снижению доходов, но никак не помогает экономике. Определенные группы наживаются на этом (что тоже работает достаточно давно), однако государство-производитель лишь теряет доход,
Какие же плюсы от введения предельных цен? Я вижу только плюсы. Зарубежные недружественные государства сейчас делают значительный шаг для развития российской экономики, и нужно не заниматься легализацией контрабанды, а вкладывать и создавать новый уклад.
Нам впервые созданы условия для развития нефте и газопереработки, создания химического кластера и превращения в мировой нефтехимический центр. Большая часть нефти а газа уходят в непереработанном состоянии на экспорт. Необходимо вкладываться в нефтепереработку и газопереработку, увеличение производства удобрений. Это потащит за собой развитие металлургии, строительной отрасли. Увеличение производства удобрений позволит развивать объемы выращивания сельхозпродукции, экспорт которой в необработанном виде также необходимо запретить. Уникальные условия — высокая стоимость энергоресурсов на Западе — позволит перенести большую часть промышленных производств на нашу территорию, тем самым создавая новые рабочие места.
Так что пора от лозунгов, как и в какой позе плохие европейцы замерзнут, переходить к глобальным стройкам. Потребители на любую продукцию с добавленной стоимостью найдутся. И чем выше передел, тем ниже доля транспорта в стоимости товара. Так что заканчиваем радостные реляции, и работать. Точнее, перерабатывать все, что добываем и выращиваем.