Одна важная истина, которую Иисус хотел передать апостолам в горнице в тот вечер четверга накануне Своей смерти, состояла в том, что Он пошлет им Святого Духа. Святой Дух будет помогать им в выполнении их будущей работы. Более того, Иисус уходил, чтобы Святой Дух мог прийти. В ближайшем будущем, когда Иисус сделается Господом церкви (Деян. 2:36), Святой Дух должен будет начать Свою работу по научению и направлению. В свете этого для апостолов было лучше, чтобы Иисус ушел: ведь тогда Святой Дух сможет прийти и начать Свою работу. Апостолы нуждались в Нем, и без Него мир не смог бы спастись.
Святой Дух, придя, начнет Свое служение обличения, которое будет трояким: (1) оно благословит апостолов, последователей Христа; (2) оно удостоверит правдивость земной жизни и смерти нашего Господа; (3) посредством него нехристиане смогут прийти к покаянию — такому покаянию, которое ведет к заветным отношениям с Богом.
В Ин. 16:7-12 Иисус особо подчеркнул, как Святой Дух убедит мир в истинности Его учения, смерти и воскресения.
ГРЕХ
Дух должен будет убедить нехристиан, что они грешны. Иисус сказал: «И Он, придя, обличит мир о грехе…» (Ин. 16:8). Он убеждает мир в реальности и вине греха отвержения Его. У мира свои критерии того, что правильно и что неправильно. Он принижает праведность и прославляет грех. Он одобряет грех, вместо того чтобы осудить его, он распял Иисуса, вместо того чтобы принять Его. Чарльз Эрдман размышляет над этой истиной:
«Это не означает, что неверие — грех; конечно, это грех; но это означает, что Святой Дух раскроет миру глаза на его греховность на том основании, или свидетельстве, что он отверг Христа. Грех не верить в Христа, но истина, которой здесь учит [Иоанн], состоит в том, что отвержение Христа показывает, что человек грешен. Христос благ, свят и чист; отвергать Его — значит признаваться в своем неприятии благости, святости, чистоты и любви. Когда проповедуется Христос, Он становится мерилом характера».
Святой Дух — через богодухновенных апостолов и богодухновенные Писания — покажет миру не только реальность греха, но и его губительную природу. Он даст определение греху, прояснит его сущность и расскажет, к какой участи он ведет.
Иисус сказал: «И Он, придя, обличит мир о грехе… что не веруют в Меня» (Ин. 16:8, 9). Можно сказать, что всякий грех — это нарушение Божьих законов или повелений. Но, вторя Иисусу, мы также можем сказать, что величайший грех — это отвержение Его, Сына Божьего, который был послан принести нам Божье Слово и показать Его путь спасения. Это грех к смерти. После того как уйдет Иисус, Святой Дух напомнит те слова, которые Он говорил, те дела, которые Он совершил, и спасение, которое Он добыл миру. Отвергающие весть и личность Христа будут осуждены. Дух через апостолов и других вдохновенных мужей засвидетельствовал об этой истине.
ПРАВДА
Во-вторых, Дух уличит мир в неверном суждении о праведности. Иисус сказал: «И Он, придя, обличит мир о грехе, и о правде…» (Ин. 16:8). Святой Дух должен был показать миру, что такое истинная праведность, и доказать, что Иисус, которого они распяли, был Праведником Божьим. Тех, кто желает праведности, у кого искренние сердца, Он введет в правильные отношения с Богом, укажет путь к праведности веры. Такая праведность приходит к тем, кто живет по заповедям Божьим. Чтобы человеку обрести ее и оставаться в ней, его нужно ввести в нее и поддерживать в ней. Святой Дух, передавая миру истину от Бога, осуществит эти чудесные цели.
Наш Господь объяснил апостолам, что миру нужно рассказать «о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня» (Ин. 16:10). Он продемонстрировал апостолам и миру, что такое праведность, правда. Хотя Иисуса, проповедующего о ней и живущего по ней, уже больше не будет с ними, Святой Дух возьмет на себя эту роль и будет учить, используя написанное Слово. Мир отверг Иисуса, сочтя Его неправедным, но Дух подтвердит Его праведность, возвестив о Его воскресении из мертвых и вознесении на небо. Он заявит о посредничестве, заступничестве Христа, воссевшего одесную Отца.
СУД
В-третьих, Святой Дух явит миру его заблуждение относительно суда. Иисус сказал: «И Он, придя, обличит мир о грехе, и о правде, и о суде» (Ин. 16:8). Дух расскажет миру о суде нынешнем и суде грядущем. Иисус проповедовал, что суд пришел: «Ныне суд миру этому; ныне князь мира этого изгнан будет вон» (Ин. 12:31). Он также возвестил о последнем, вечном суде, который предстоит в будущем (Ин. 12:48; Мф. 25:34-46). Частью работы Духа было передать аналогичные вести миру. Бог каждого призовет к ответу в назначенный Им день, и мир лицом к лицу предстанет пред этой истиной. Иначе грешники проигнорируют эту идею отчетности пред Богом. Посредством свидетельства Духа эту весть можно будет всегда проповедовать необращенным людям земли.
Святой Дух придет и «покажет, что есть Божий суд, ибо правитель мира [дьявол] уже осужден» (16:11; Современный Перевод). Своей праведной жизнью, Своей смертью за грех и Своими учениями Иисус произвел суд нам миром. Он осудил его правителя, князя тьмы, а также всех, кто следовал за ним. Этот суд был со всей очевидностью явлен в жизни Иисуса и в Его смерти на кресте. И все же весть о суде над миром нужно ясно возвещать миру. Духу предстояло продолжить осуществление этой работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Своих беседах с апостолами о приходе Святого Духа Иисус ограничился сообщением о том, что Святой Дух сделает для мира, то есть для людей, не верующих в Бога. Он напомнил им, что миру нужно противостоять в трех важных областях, которые Он обозначил как грех, правду и суд. Тем, кто в мире, нужно говорить об их отделении от Бога, об их нужде в праведности перед Богом и об их подотчетности Богу.
Учитывая все это, о чем мы должны проповедовать сегодня нехристианам из богодухновенных Писаний? Что нужно услышать погибшему? Иисус сжато выразил это в одном предложении: «И Он, придя, обличит мир о грехе, и о правде, и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден» (16:8-11).
«Через несколько дней Феликс, придя с Друзиллой, женой своей, иудеянкой, призвал Павла и слушал его о вере во Христа Иисуса. И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: “Теперь пойди, а когда найду время, позову тебя”» (Деян. 24:24, 25).
«Убедить неверующего в том, что он грешит, что есть праведность и суд, — выше человеческих возможностей. Можно только обвинить его в каком-нибудь конкретном грехе, если есть достаточно свидетельских показаний, чтобы привести его в суд; но заставить его признать более глубокий факт, что он грешник, имеющий порочное сердце и заслуживающий наказания за то, что не уверовал в Христа, — это совсем другое дело. Подвести человека под некоторые этические нормы не так уж трудно, ибо почти все люди имеют идеалы, в той или иной степени совпадающие с моральным законом. Но создать в нем унизительное осознание того, что вся его воображаемая праведность — как грязные лохмотья в сравнении с незапятнанными одеждами Божьей праведности, обычным убеждением невозможно» (Меррилл Тенни).