На тему воспоминаний о детстве и психологах много шуток. И кроме шуток, есть опасения вспомнить вещи, которые забыл в детстве. Ведь это же защитный механизм - забывание, вытеснение. Я не помню, значит этого не было. А тут я вспомнил, и как мне теперь с этим жить?
С одной стороны, мы, действительно, ничего не забываем. Мы помним даже то, что было до нашего рождения в перинатальный период. По некоторым данным, у нас есть доступ не только своей памяти, но и к памяти рода, прошлых жизней и всего человечества. Собственно, это все уже исследовано и давно перестало быть фантастикой.
С другой стороны, не все можно принимать за чистую монету. На обучении по гипнозу учат, предостерегают, не плодить клиенту ложных воспоминаний.
В процессе терапии нам могут приходить разные образы. Мы можем «вспомнить» все что угодно, иногда очень непотребные вещи. Да и в обыденной жизни наша память может с нами пошутить. Если взять выпускников одной школы через десяток лет и спросить об их воспоминаниях, получится, что они учились в разных школах.
Для нашего бессознательно реально то, что мы помним. Не важно было ли это на самом деле.
В психотерапии мы часто работаем с разными образами, иногда, и с «воспоминаниями», иногда, их переписываем.
Я хочу еще раз предупредить, что если в процессе психотерапии вы что-то вспоминаете, это не значит, что это было на самом деле. Сегодняшние «воспоминания» нужны сегодня, для работы с сегодняшними проблемами, как некоторый образ или метафора. Никто же не говорит о серьезности сновидений, так и некоторые воспоминания полученные в процессе психотерапии или гипноза будут не реальнее сна наяву. Это метафора и инструмент для решения поставленной задачи.
Отличной иллюстрацией является история Альфреда Адлера, создателя индивидуальной психологии, участника Венского кружка Фрейда.
Адлер рассказывал историю своего становления. В детстве дорога в школу проходила мимо кладбища. И маленькие дети ходили в школу группами. Маленький Альфред очень боялся этого кладбища. Однажды, устав бояться, он специально отстал от своих одноклассников и пробежал по кладбищу 10-15 раз туда-обратно. Так Адлер стал Адлером, то есть самим собой.
Однако, много позже ученики Адлера узнали, что никого кладбища на пути в школу не было… Воспоминание было реальным только в голове автора.