Уважаемым мною коллегам знакомо такое поведение клиентов, когда во время консультации происходят различные эмоциональные исповеди.
Кто - то из клиентов намеренно приходит к психологу, чтобы очиститься от тяжёлых внутренних контейнеров чувственных переживаний.
А кто - то совершенно не намерен отслеживать свои душевные переживания , а преследует абсолютно практические и рациональные цели.
Как правило те клиенты, которые имеют целевой запрос, обычно при уточнении направления исследования своего внутреннего мира, или уточнения пожелания на час сеанса консультации уже встречаются с эмоциональной волной.
Например, клиент ставит запросом желание определить абьюзер или нарцисс его партнёр? Тесты или опросники партнёр проходить не желает, любые просьбы пойти к психологу считает абсурдом или играет в "настольный теннис ", проговаривая дежурную фразу - тебе надо - ты и иди!
Партнёр включает мощную психологическую защиту.
А обратившийся клиент вместо изучения себя, тоже уходит в сопротивление и хочет исследовать своего партнёра, влиять на него, манипулировать им, находить точки влияния.
Так двойное сопротивление запакованное в тему партнёрских или семейных отношений показывает, что социальные и семейные роли в этих коммуникациях настолько запутаны и перекошены, что проблемы обоих переносятся из далёкого прошлого в настоящее.
Ещё один вид психологического сопротивления можно сравнить с хвостом ящерицы. Когда в терапевтической беседе клиент проговаривает фразу: что - то мы не туда идём. Этот момент тупика часто бывает той потайной дверцей, за которой находится искомый ответ на запрос или скрывается мощный ресурс, рвущийся наружу.
Клиент отбрасывает " хвост", чтобы уйти в регресс, вернуться к прежнему, привычному и знакомому. Пусть деструктивному, но известному. Как в таком моменте психолог может подобрать этот "хвост", показать его клиенту. А может начать сначала, терпеливо и бережно наращивать у клиента новые модели поведения и позитивные когнитивные компоненты восприятия окружающего мира.
Про сопротивления писать всегда интересно и ценно. Поделитесь, уважаемые коллеги, какими вы пользуетесь методами работы при явном или завуалированном психологическом сопротивлении у клиентов?
Для блага всех обратившихся, достойных самого счастливого момента в жизни, приятностей в общении и Вселенской Любви!
Вайбер, Ватсап 89271287007
Ваш психолог Яковенко Галина.
Автор: Галина Яковенко