В прошлой статье из московского «Музея Победы» на Поклонной горе мы говорили про довоенный истребитель И-16, который считался на тот момент лучшим самолётом Красной Армии.
Если вы пропустили, то вот вам ссылочка на ту статью:
Но наряду с этим манёвренным монопланом с деревянным фюзеляжем был разработан истребитель-полутораплан, известный как И-15.
В 1933 году на Московском Краснознаменном авиационном заводе № 39 им В.Р. Менжинского было создано Центральное конструкторское бюро, одним из первых заданий которого было проектирование нового истребителя И-15, который был развитием предыдущего истребителя-биплана И-5.
От него новый самолёт отличался, в первую очередь, верхним крылом, с характерной выемкой в центральной части, из-за чего его прозвали «чайкой».
Использование такого изогнутого верхнего крыла позволило снизить его лобовое сопротивление и интерференцию с фюзеляжем. Кроме этого, улучшило обзор вперёд и вверх, что в воздушном бою было большим преимуществом.
Первоначально на И-15 устанавливали американский двигатель воздушного охлаждения Райт «Циклон» SGR-1820 F-3 мощностью 712 л.с., а в качестве вооружения использовали два 7,62-мм авиационных пулемета ПВ-1 и 40 кг авиабомб.
Лётные испытания выявили отличные характеристики нового самолёта, поэтому после изготовления опытной партии из 49 экземпляров на заводе №39, было принято решение организовать массовый выпуск на Государственном авиационном заводе № 1 имени И.В. Сталина.
Правда уже с другим двигателем: перспективный М-25 к тому времени всё ещё был не готов, поэтому было решено комплектовать И-15 менее мощными моторами М-22 (480 лошадиных сил).
Сразу после лётных испытаний И-15 стали поступать в лётные части Рабоче-крестьянской Красной Армии.
Боевое крещение истребители И-15 прошли в Испании осенью 1936 года. Самолёты настолько приглянулись испанцам, что в 1937-38 годах они организовали их лицензионную сборку у себя, изготовив в общей сложности 237 истребителей (в СССР сделали не намного больше — 384 штуки).
В 1937 году истребители И-15 также использовались в Китае в боевых действиях против Японии.
Используя опыт военного применения самолётов в Испании и Китае, в ОКБ Поликарпова подготовили усовершенствованную версию, получившую обозначение И-15бис.
Главное отличие — смена верхнего крыла типа «чайка» на цельное, но с чуть большим размахом. В том же году И-15бис запустили в массовое производство на заводе № 1 с более мощным двигателем М-25В и усиленным вооружением (четырьмя 7,62-мм пулеметами ПВ-1 или ШКАС и 150 кг бомб).
Модернизированный самолёт получился на 350 кг тяжелее И-15, а его лётные качества (несмотря на более мощный двигатель) были чуть ниже. Особенно это касалось скороподъёмности и потолка полёта.
Тем не менее, именно И-15бис стал более распространённым: за период с 1937 по 1939 года ВВС Красной Армии получили 2408 машин этой модификации.
К началу Великой Отечественной войны И-15бис наряду с И-16 всё ещё составляли основу лётного парка ВВС Красной Армии. Но тогда они уже значительно уступали истребителям немцев, поэтому обычно использовались в качестве ударных машин, главным образом как штурмовики, а также как ночные бомбардировщики.
И всё же, было немало примеров, когда И-15 и И-15бис эффективно вели воздушные бои, порой даже тараня вражеские самолёты.
На фронтах самолеты-истребители И-15бис и И-153 находились до середины 1943 года, а в системе ПВО (особенно на Дальнем Востоке) применялись еще и в 1944 году. После этого их довольно долго использовали для обучения лётчиков.
Выставленный в «Музее Победы» самолёт — это макет И-15бис с бортовым номером 14, входивший в состав 71-го истребительного авиационного полка ВВС Краснознаменного Балтийского флота.
Макет был построен на АООТ «Тушинский машиностроительный завод» совместно с ТОО «Авион» в 1995 году.
Почему макет? Насколько я понимаю, ни одного живого самолёта И-15 или И-15бис до наших дней не сохранилось. «Музей Победы» — единственное место, где можно увидеть хотя бы макет.