Найти тему
Город на память

«Город на память». 613. Ленинградский проспект, «Слава», сталинки

17 июля 2020 года/

Известная с XIV века древняя дорога на Тверь позднее связала две столицы - Москву и Санкт-Петербург, в 1817-1822 годах была проложена трасса Петербургского шоссе. Город - колыбель революции - в советское время получил имя Ленина, соответственно и шоссе было переименовано. В 1957 году пятикилометровый городской участок шоссе от Белорусского вокзала до метро «Сокол» стал Ленинградским проспектом. Царский дворец, фабрики и доходные дома, конструктивизм и сталинский ампир, гостиницы, стадионы, театр и аэропорт - в архитектурном плане Ленинградка остаётся интереснейшей магистралью, несмотря на недавние значительные утраты.

-2

Тверской путепровод через Алексеевскую ветку Московской железной дороги (1904, инженер И.Струков, реконструкция 1946, инженер Н.Ермолин, архитектор И.Ройтенберг) построен по образцу сооружений Венской железной дороги и стилизован под морской причал, декорированный башенками-маяками.

-3

Смотрите старые фотографии: Тверская застава. 1931-1933 гг.:

1931—1933 Тверская застава

Взгляд назад, на Тверскую улицу и Триумфальную арку, про которые можно прочитать в предыдущих сюжетах «Город на память».

-4

Смотрите старые фотографии: Тверской путепровод. 1908-1909 гг.:

1908—1909 Тверской путепровод

А это вид в сторону окраины, на начало Петербургского шоссе, где в старину можно было увидеть Крестовоздвиженский храм, доходный дом с куполом, мраморную и цинколитейную мастерские.

-5
-6
-7
-8
-9
-10

Смотрите старые фотографии: Кордегардия у Тверского путепровода. 1931-1934 гг.:

1931—1934 Окрестности Белорусско-Балтийского вокзала

Лишившаяся декоративных украшений кордегардия простояла до шестидесятых годов.

-11

В 1933 году на московских улицах появился новый вид общественного транспорта – троллейбус. У него было, как минимум, два очевидных преимущества перед конкурентами: троллейбус вмещал больше пассажиров, чем автобусы того времени, и был экономичным, как трамвай, но не требовал расходов на прокладку рельсов. Считается, что идея запуска троллейбусного движения в Москве принадлежит одному из Первых секретарей Московского горкома – то ли Лазарю Кагановичу (чьим именем назван первый советский троллейбус «ЛК»), то ли сменившему его на этом посту Никите Хрущёву (который принимал троллейбус на испытаниях).

Первые две машины «ЛК» были выкрашены в тёмно-синий цвет, который станет традиционным для московских троллейбусов. Троллейбус имел деревянный кузов с обшивкой бортов металлическими листами, салон выгодно отличался от аскетичных трамваев – пассажиры сидели на 37 мягких креслах с зимним подогревом электрокалориферами, а двери пока открывались вручную: передние – водителем, задние – кондуктором.

Первая в Москве и СССР троллейбусная линия связала Тверскую заставу (Белорусский вокзал) и село Всехсвятское (Сокол). На момент открытия 15 ноября 1933 года значительная часть линии была однопутной, а гараж для троллейбусов даже не был построен. Интересно, что движение торжественно открыл один-единственный троллейбус, потому что второй экземпляр некстати сломался.

Смотрите старые фотографии: Троллейбус «ЛК» на Тверском путепроводе. 1934-1935 гг.:

Троллейбус ЛК

-12

Троллейбусы вытеснены автобусами.

-13

Ленинградский проспект, 1 – жилой дом Управления пароходства канала Москва-Волга (конец 1930-х годов, архитекторы М.Готлиб, Б.Мезенцев и А.Хилькович, реконструкция 1949-1952).

По первоначальному проекту объёмно-пространственную композицию здания составляли центральная восьмиэтажная часть и боковые девятиэтажные крылья, уходящие вглубь дворового пространства. Такое расположение здания обеспечивало наилучшие условия инсоляции корпуса. После возведения здания планировалось обустроить обширный двор с детской площадью, сквером и хозяйственными службами. На первом этаже располагались магазины, а остальные этажи были заняты двух- и трёхкомнатными квартирами.

К 1953 году в ходе реконструкции строение приобрело иную объёмно-пространственную композицию, которую составили основной шестиэтажный П-образный в плане объем и дополнительный двухэтажный с антресолью объём, установленный на открытой площадке основного объёма в его центральной части и завершённый четырьмя прямоугольными башнями.

-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24

Подземный переход под железнодорожными путями ведёт к турникетам пригородных электричек.

-25

Нижняя улица, 3 – конструктивистский жилой дом (1928)
Вдоль железной дороги в сторону ипподрома ведёт Нижняя улица, носившая когда-то полное имя Нижняя улица Тверской Петербургской Слободы.

-26
-27
-28

Нижняя улица, 5 – конструктивистский жилой дом (1930)

-29

Ленинградский проспект, 2 – жилой дом Белорусско-Балтийской железной дороги (1935-1938, архитектор Д.Фридман) и Ленинградский проспект, 4 – жилой дом 1964 года состыкован со сталинкой, решение рациональное, хотя и чрезмерно эклектичное.

-30
-31

Ленинградский проспект, 8 – Московский часовой завод № 2 «Слава» основан в 1924 году в результате слияния Московского радиотелеграфного завода, электромеханических и часовых мастерских. Первый заводской корпус был построен в 1930 году по проекту архитектора А.Юганова, а новый корпус возведён в конце шестидесятых по проекту Валентина Степанова, многие горожане заглядывали в это здание в часовой магазин или в мастерскую по ремонту часов, которые занимали первый этаж.

Смотрите старые фотографии: Второй Московский часовой завод. 1976-1977 гг.:

1976—1977 Второй Московский часовой завод

Советские часовщики освоили массовое производство карманных, стенных, автомобильных и шахматных часов, ходиков, будильников, уличных электрочасов. В 1950-х годах появилась марка «Слава». В 2008 году завод был выведен на Калужскую, а на Ленинградку вскоре пришли экскаваторы, чтобы создать пустырь вместо производственного комплекса. По мнению пользователей wikimapia.org, снос лоббировал мэр Юрий Лужков и после его отставки у застройщиков возникли трудности.

-32
-33
-34

Смотрите старые фотографии: Старый корпус Второго Московского часового завода и строительство нового. 1965-1966 гг.:

1965—1966 Строительство здания Второго Московского часового завода Слава

-35
-36
-37

Ленинградский проспект, 8с10 – дореволюционное строение

Смотрите старые фотографии: Петербургское шоссе. 1912-1917 гг.:

1912—1917 За Тверской заставой

Две фотографии примерно с одного места иллюстрируют перемены, произошедшие в советские годы.

Смотрите старые фотографии: Ленинградский проспект. 1960 год:

1960 Ленинградский проспект (вариант №3)

-38
-39

Ленинградский проспект, 10 – жилой дом (1940, архитектор Виктор Биркенберг) был завершён уже после смерти Биркенберга, арестованного в 1938 году по обвинению в шпионаже и расстрелянного на полигоне в Коммунарке. Первоначальный проект создавался для кооператива РЖСКТ «Культурный быт», затем у дома появился новый заказчик – Наркомат финансов и другие авторы – архитектор Б.Тарелин и конструктор В.Николаев. Считается, что окончательная сдача дома в эксплуатацию состоялась лишь в 1949 году.

-40
-41
-42
-43

Ленинградский проспект, 12 – жилой дом табачной фабрики «Ява» (1939-1943, архитектор И.Маркузе)

-44
-45
-46
-47

Ленинградский проспект, 14с1 – жилой дом кооператива «Новая Москва» (1924—1928, архитекторы Н.Колли и С.Кожин, надстройка 1956, архитектор Н.Селиванов)

-48
-49

Ленинградский проспект, 14с2 – строение 1917 года

-50

Ленинградский проспект, 14с7 – последний деревянный дом на Ямском поле используется для нужд ЖКХ.

-51

Современная коммунальная техника на Ленинградском проспекте

-52

А такие поливальные машины трудились в 1950-е годы.

Смотрите старые фотографии: Поливальные машины на Ленинградском шоссе. 1948-1953 гг.:

1948—1953 Ленинградский проспект

-53

Ленинградский проспект, 3с1 – воинская часть НКВД (1932), Высшая Краснознамённая школа КГБ СССР, Пограничная академия ФСБ РФ

-54

Ленинградский проспект, 5с7 – цинколитейный завод Георга Поля (1877, архитектор Н.Шустов)

-55
-56
-57

Ленинградский проспект, 5с8 – доходный дом И.Юрасова (1898, архитектор С.Воскресенский) и Ленинградский проспект, 5с2 – доходный дом с панорамным остеклением мастерских художников на восьмом этаже (1911), первоначальный готический декор фасада утрачен.

-58
-59
-60

Ленинградский проспект, 5с1 – доходный дом (1880-е годы)

-61
-62

Ленинградский проспект, 7 – первая в Москве фабрика-кухня МОСПО № 1 (1926-1929, архитектор А.Мешков, МОСПО – Московский союз потребительских обществ). Здание проектировалось с учётом поточного приготовления блюд и производства полуфабрикатов. В подвальном этаже размещались склады, холодильники и другие подсобные помещения, на первом — главная кухня, магазин-кулинария и закусочная, а второй этаж занимали три обеденных зала на 1200 человек.

Смотрите старые фотографии: Фабрика-кухня МОСПО № 1. 1930-1931 гг.:

1930—1931 Фабрика-кухня МОСПО № 1

Как писал в 1931 году журнал «Пролетарское фото», «Общественное питание – путь к коренному улучшению снабжения рабочих масс, устранению текучести рабочей силы и выполнению промфинплана. Фабрика-кухня № 1 в Москве обладает пропускной способностью в 30.000 обедов в сутки и обслуживает восемь крупнейших заводов». Позднее в здании размещался ресторан «Спорт», а начиная с семидесятых годов – Институт прикладной механики (ИПРИМ) РАН, сейчас помещения разделены между научными сотрудниками и частными арендаторами.

-63
-64
-65

Ленинградский проспект, 9 – жилой дом (1949)

-66
-67
-68

Ленинградский проспект, 11 – административное здание Мосгоргеотреста (1957, архитекторы А.Курносов, М.Хажакян, А.Дмитриева), одновременно во дворе к нему была пристроена жилая кирпичная девятиэтажка. В 1929 году архитектор А.Юганов построил здесь конструктивистское здание для конторы «Моспроект», но вскоре появились планы реконструкции под размещение отдела проектирования Моссовета и управления киностудии «Межрабпомфильм», однако проект законсервировали и к строительным работам вернулись лишь после войны.

-69

Ленинградский проспект, 13с1 – жилой дом работников фабрики «Большевик» (1949, архитектор А.Митлаевский) с запутанной историей строительства, которое началось в 1935 году по проекту А.Кеслера и Б.Блохина. Первоначально дом предназначался для работников «Мосфильма» и должен был стать частью соседнего дома № 11, но стройку заморозили и продолжили в 1939 году с новым заказчиком – авиационным заводом № 39 имени Менжинского при участии других архитекторов, однако работы прервала начавшаяся война. Лишь после Победы долгострой был завершён и в него вселились сотрудники кондитерской фабрики «Большевик».

-70

Прохождение парадной колонны бронетехники по Ленинградке

-71
-72
-73
-74

Фотографии: Евгений Чесноков

-75

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест
Город на память | Дзен

#городнапамять #москва #история #архитектура #ленинградскийпроспект #сталинки