В 60-е годы были весьма популярны киноальманахи, состоящие нескольких новелл. Выходили они и в СССР, причем нередко так выпускали дипломные работы студентов ВГИКа. Порой это были очень неплохие фильмы, например, лента "Двое" Михаила Богина. У нас этот режиссер известен мало, потому что в 1973 году он эмигрировал. Хотя, его фильмы "Зося", "О любви", "Ищу человека" до сих пор хорошо смотрятся. Есть у них свое очарование камерности и легкой грусти.
Сергей, студент консерватории, встречает девушку. Она необыкновенно красива, модно одета, у нее завораживающая улыбка. Но эта чаровница упорно молчит, хотя молодой человек и по пятам за ней ходит, и цветы дарит. Наконец Сергей понимает: дело не в застенчивости и не в надменности. Наташа глухонемая.
И тогда он пытается найти общий язык с человеком, для которого не существует то, что, наверное, является самым главным в жизни Сергей, - музыка. Как объяснить глухой, которая помнить только шум ветра, гром бомбежки и колыбельную, что такое концерт Баха? Как Наташе рассказать Сергею, что значит для нее жить в мире тишины? Эти двое как будто с разных планет.
Это не просто рассказ о симпатии, перерастающей в любовь, это рассказ о людях, которые стараются найти и находят общий язык.
В главных ролях снялась Виктория Федорова, дочь известной актрисы Зои Федоровой и американского морского офицера. В 60-е годы она была невероятно хороша, но списывать ее шарм на отца-иностранца я бы не стала. Как раз в это десятилетие железный занавес немного опустился и молодежь в СССР стала одеваться и выглядеть весьма стильно. Весь вопрос, каких усилий это стоило. Сергей сыграл Валентин Смирнитский, будущий Портос. Но глядя на молодого музыканта никак нельзя догадаться, что через 15 лет он станет обаятельным увальнем, никак не напоминавшем романтического героя. В 1965 Смирнитский был стройным и симпатичным молодым человеком с "правильным" лицом советского комсомольца. И его персонаж, как мы видим, тоже такой, правильный. Если два ухажера тут же отвернулись от девушек, увидев, как они изъясняются жестами, у Сергей даже мысли такой не возникла. Для него Наташа не инвалид, не ущербный человек, но красивая и интересная женщина. Кстати, достаточно интересно в фильме обыграно то, что Наташа не может говорить, но может писать. Строчки, оставленные ей в нотной тетради Сергея, зритель видит на экране.
Фильм снимался в Риге, но это не очень очевидно тем, кто там не жил долго. Потому что каких-то примет того, что это происходит не в РСФСР нет. Надписи на русском языке, все персонажи говорят на русском и даже мальчишка поет песенку "А я иду, шагаю по Москве". Ну и улицы показаны не центральные. Поэтому создается впечатление, что это могло происходить в практически любом городе СССР.
Вердикт: фильм прекрасен.
Картинки с сайта https://www.kinopoisk.ru/ плюс скриншоты.