Найти тему
IPLogos

Италия - Суд Милана Согласился не со Всеми Заявленными Способами Охраны Формы Культовой Сумки Le Pliage бренда Longchamp

Легендарная сумка Le Pliage французского бренда Longchamp, созданная в 1993 году, на протяжении почти 30 лет является неотъемлемой частью бренда, его визитной карточкой. Более 54 миллионов проданных экземпляров Le Pliage не вызывают сомнения в мировой известности и популярности бренда и желании #Longchamp и в будущем оставаться единоличным производителем данной модели во всем мире.

Форма товара охраняется с помощью интеллектуальной собственности, как #авторское право, #товарные знаки, промышленные образцы. Успех и развитие уникального товара, как и его производителя, во многом зависят от возможности охраны и защиты интеллектуальных прав на интеллектуальную собственность.

Longchamp является правообладателем двух зарегистрированных товарных знаков для модели Le Pliage в Европейском Союзе - № 013928528 объемный товарный знак для формы сумки зарегистрирован в 2015 году и № 014461958 также для формы сумки, но без изображенного на ней логотипа.

Товарный знак ЕС № 013928528
Товарный знак ЕС № 013928528

Отличительными характеристиками модели Le Pliage являются трапецевидная форма сумки, скругленные элементы из кожи между ручками сумки, закрывающие часть молнии-застежки, строчка с внешней стороны внутреннего прорезного кармана, закругленные ручки, небольшие кожаные пластинки на концах застежки-молнии, контраст используемых материалов - кожа и нейлон.

В 2019 году #бренд Longchamp обнаружил, что в Италии производится и продается модель сумки, очень напоминающая культовую модель Le Pliage. Против производителя сходной модели был подан иск о недобросовестной конкуренции, о нарушении исключительного права на вышеуказанные товарные знаки и о нарушении авторского права на основании ст.2.10 Закона об авторском праве Италии, в соответствии с которым авторское право охраняет дизайн товара, если он является результатом творческого труда и обладает художественной ценностью.

Решение Суда Первой Инстанции Милана

Суд принял аргументы истца о нарушении исключительных прав на товарные знаки, но отказал в части иска, касающейся нарушения авторского права, поскольку модель Le Pliage, по мнению судей, не обладает художественной ценностью. Для доказывания художественной ценности заявитель должен предоставить такие доказательства, как оценка эксперта о художественных характеристиках изделия, показ изделия на выставках или в музеях, публикации об изделии в специализированных изданиях, полученные награды, рыночная оценка, создание дизайна известным художником или дизайнером. Longchamp не предоставили никаких из вышеперечисленных доказательств в защиту наличия художественной ценности у данной модели сумки. Также суд принял аргумент о недобросовестности, поскольку копирование модели Le Pliage было очевидным.

-3

Данное решение суда пополнило серию решений об охране и защите формы товара в Европейском Союзе. И если в данном деле итальянский суд безоговорочно признал действие товарных знаков для формы сумки, то 19 января 2022 года Суд Общей Юрисдикции ЕС вынес решение по делу об охране формы культовых сапог Moon Boot, где пришел к выводу, что объемный товарный знак для формы сапог, зарегистрированный в ЕС, не обладает различительной способностью, и частично аннулировал регистрацию для товаров 25 класса.

-4

В прошлом году суд Милана рассматривал спор между производителем Moon Boot и итальянским блоггером, которая выпустила очень схожие с "луноходами" сапоги Moon Boot. Интересно, что в Италии сапоги Moon Boot зарегистрированы в качестве объемного товарного знака. Тем не менее, в исковом заявлении истец не заявил о нарушении исключительного права на #товарный знак. Ответчиков обвинили в нарушении авторского права на дизайн сапог. Имея на момент спора решение об аннулировании товарного знака для формы сапог в ЕС, истец, вероятно, опасался, что ответчики пойдут именно по пути доказывания отсутствия различительной способности знака в случае предъявления претензии о нарушении права на товарный знак, что грозило возможностью потерять регистрацию и в Италии. Поэтому обвинение в нарушении авторского права на произведение дизайна представлялось более выигрышным, что в итоге оказалось верной стратегией.

Ведомство и суды ЕС обычно исходят из того, что потребители не ассоциируют форму товара с производителем без наличия какого-то словесного или изобразительного элемента на этом товаре, поэтому установление различительной способности объемного товарного знака для формы товара всегда сталкивается с трудностями. В таких делах самый главный критерий – отличие товарного знака, представляющего форму товара, от сложившихся и стандартных форм товара на рынке, для которых предназначен товарный знак. Возможно, у судей в Милане не возникло вопросов по поводу охраны формы сумки товарными знаками, поскольку один из знаков зарегистрирован для формы сумки, на которой расположен узнаваемый логотип скачущей лошади с жокеем, который помогает потребителям четко установить связь формы сумки с брендом Longchamp.

И еще один подход прослеживается при рассмотрении данной категории споров в судах стран ЕС - несмотря на то, что форма товара может охраняться с помощью прав на разные виды интеллектуальной собственности, их действительность устанавливается в каждом конкретном случае.

Источник - Решение Суда первой инстанции Милана №10280/2021