Метафизический тренд русской мысли был совершенно гениально развит и углублен величайшей разработкой теории бытийных «начал» А.Ф.Лосева, которая была так мудро и завуалировано подана автором (по причине марксистской идейной монополии и суровых репрессий за любые «идеалистические сюжеты») под эгидой восьми томов «Истории античной эстетики», чего до сих пор, увы, так и не понято общественностью, в том числе и научной - может быть только потому, что время вынужденного и скорейшего аврального перехода к метафизическому периоду человеческой цивилизации окончательно ещё не пришло.
К сожалению, мало кто из современных философов, за исключением немногих «античников» и вдумчивых искусствоведов, обращаются к этому величайшему философскому труду, анализирующему удивительный античный мир мысли с ясных, продуманных и неопровержимо обоснованных позиций неоплатонизма - самой величайшей философской системы мира, способной гармонично и умело синтезировать модели метафизики Европы, Индии, Китая, Латинской Америки, России – единственно возможной основы ментально здоровой глобализации, без которой всей человеческой цивилизации никак нельзя будет обойтись.
Мало того, что на фоне популярнейшего и достаточно упрощенно мыслящего И.Винкельмана, мир античной Греции и Рима российского выдающегося мыслителя А.Ф.Лосева предстает как глобальная, но глубоко метафизическая и потому совершенная попытка ментального преображения человека в т.н. осевое время, ученый дает ещё понять читателям то, что просвещенчески-либеральная (позитивизм, модернизм, посимодернизм) и марксистская (материализм) теоретические модели трансформаций несостоятельны в принципе, именно потому, что они касаются лишь внешних изменений и вовсе обходят стороной внутренний - ментальный (духовный) потенциал человека, который только и в состоянии обеспечить должный уровень его мышления для достойного и сильного ответа всем возможным кризисам цивилизации.
А.Лосеву как никому удалось глубоко и просто сказать о достаточно сложном мире античной мысли, более того, в ходе чтения его философского труда возникает даже чувство ностальгии по безвозвратно ушедшей античности с её удивительными прозрениями, касающимися ментальной тайны космоса, глубины истины, красоты, блага, способных посредством Меры, Воли, Слова и Образа (эйдоса) изменить мир.
После прочтения его труда возникает желание изменить основы обыденной, научной, политической, экономической, эстетической мысли и все это сделано автором намеренно, для того, чтобы мы постарались измениться радикально, но внутренне и сообразно глубокой, мудрой системе удивительных греческих понятий и чтобы у нас даже не возникло тени мысли назвать античность несовременной.
Более того, А.Лосев делает все для того, чтобы мы поняли – без изучения того, что создано было в античности мы и на шаг не сможем продвинуть наши современные разработки, чего бы они ни касались, ибо без знаний метафизических основ мира все попытки его осмысления окажутся несостоятельными.
Именно поэтому надо сказать, что Россия в 20в. в лице труда А.Лосева явила миру разработанную систему анализа любых возникающих проблем будущего в оптике прозорливой метафизической модели мудрейшего неоплатонизма. Это важно нам принять, постараться осознать и по возможности использовать для осмысления абсолютных «начал» Мышления.