Найти в Дзене
Определение "начал" Бытия посредством предельных метафор
Перечнем «начал» Бытия как Энтелехии, по сути, Аристотель и завершил свои рассуждения о ней. Заметим, что именно на примере Энтелехии – такой продуктивной теоретической находки осмысления наследия Платона – и может возникнуть идея о том, что, возможно и Аристотель (о Платоне же это говорят почти каждые сто лет) мог иметь т.н. «закрытую» часть своих трудов, предназначенную для посвященных; ведь, как известно его ученик Александр Македонский в одном из своих посланий упрекал учителя в том, что он слишком откровенен в своем преподавании, значит, возможно, был у А.Македонского к тому некоторый повод...
2 года назад
Откуда родом "начала" Энтелехии Аристотеля?
Представляется, что перечисленные нами выше четыре «начала» Энтелехии, внутренней энергии Бытия – Материальное, Действующее, Целевое, Идейное - были обнаружены Аристотелем еще и по той причине, что вся предшествующая ему философия останавливала свое внимание как раз таки на Стихиях, т.е. речь идет о том, что именно предельные метафоры Бытия в форме Стихий могли служить Аристотелю подсказкой при вербализации самих «начал» Бытия, Энтелехии. Иначе говоря: Материальное «начало» вышло из лона емкой метафоры «Земли», символищирующей меру и норму, которые лежит в основе любых природных "вещей"...
2 года назад
Забытый метод познания мира - Энтелехия
Надо сказать, увы, что осмысление Энтелехии как метода познания, по сути дела, началось и завершилось с Аристотелем. Некоторые упоминания об Энтелехии, правда, были в эпоху Возрождения - Ермолай Варвар видел в ней perfectihabies (лат.) - "обладание совершенным", в Новое время - Г.Лейбниц отнесся к ней, как к некоей явной причуде гения, а в 20в. на нее обратил свое внимание М.Мамардашвили, увидевший в ней явленность истины и истину. В результате всего сказанного об Энтелехии, можно сделать вывод о том, что она остается, пожалуй, единственной и обоснованной претенденткой на звание всеобщего бытийного...
115 читали · 2 года назад
Каков же должен быть метод постижения основ мышления?
Бытийные основы мира в виде предельных метафор природных стихий нами были обнаружены, теперь же необходимо их детально и всесторонне осмыслить. Но остается только, для большей фундированности будущих выводов, обратить должный взор на бытийный метод исследования, который бы нам позволил глубже вникнуть в абсолютные «начала» Мышления, выраженные нами яркой метафорой пятого измерения – измерения метафизического (бытийного), глубокого и наиболее универсального. Проблема метода (пути) является для любого научного труда или исследования абсолютно центральной, ибо только метод способен развернуть...
2 года назад
Попытка древних греков объяснить мир в оптике одной стихии - недалёкость ли это?
Напомним широко известный исторический факт - ряд греческих философов совершили удивительные по красоте и дерзновению попытки объяснить весь мир исходя из сугубо одной Стихии (Вода, Воздух, Огонь), что само по себе уже есть показатель очень глубоко запавших (осмысленных ими) природных образов и изощренной мысли греков, способной столь искусно объяснить большинство вопросов о мире посредством последовательно, настойчиво и упорно воплощаемой монистической оптики. В этой связи нам важнее всего отметить то, что Бытие мира столь универсально (Едино), столь изобилует разными взаимными переходами и...
2 года назад
Что вывело древних греков на метафизику мышления?
Приверженность древних греков к порядку и красоте мира сделала их очень внимательными и ментально чуткими ко всякого рода внешним (предметным) изменениям и внутренним (душевно-духовным) трансформациям – греки с большим вниманием относились к обыденным нуждам человека, понимали, что без пищи, воды, воздуха и солнечного тепла ему не выжить, что так ярко и красиво отражено у Гомера, они были внимательны к разнообразным ландшафтам своих родных мест – к столь причудливым холмам, к заранее непредсказуемым водным поверхностями (речным и морским), к неимоверно высокому небу и к очень ярким светилам в...
2 года назад
Мышление древних греков, зачарованных тайной красоты мира
Обобщая обширные и глубокие труды Алексея Фёдоровича Лосева, трудно даже сказать сразу и однозначно, используя лишь один эпитет, какими были древние греки ментально (духовно), столь они всесторонне и многогранно описаны российским философом. И всё же, думаю - немного погрешу против истины, сказав, что мыслящая их часть была буквально зачарована загадочностью (тайной) порядка и красоты мира вокруг. Одна эта зачарованность тайной мира была изначально залогом народа великих философов, ибо сама по себе философия (как любовь к мудрому мышлению) это неизменно совершенный порядок мысли (исключительно...
2 года назад
Формулировка проблемы "начал" Мышления
Человек в течение первых лет своей жизни узнает и привыкает к тому, что любое элементарное действие требует знания основ его алгоритма. Это касается буквально всего – ходьбы, еды, сна, общения, чтения, счета. Ведь это только лишь на первый взгляд они такие простые, на самом же деле они требуют значительных усилий и долгой проработки основ и деталей мысленно представляемой схемы. Тем более это должно касаться и основ самого Мышления – главного ментального орудия вида Homo sapiens. Но когда мы только задумаемся над вопросом об основах Мышления, то он ставит нас в абсолютный и неизменный тупик...
2 года назад
ЭКОЛОГИЗМ КАК ЭВФЕМИЗМ ОНТОЛОГИЗМА
Онтологический (сущностный) поворот стоял на повестке дня мировой мысли с рубежа 1970-1980х, но стал проявлять себя явственно с 2010-х (неужели и здесь понадобилось примерно 40 лет). Но этот временной промежуток должен был быть заполнен чем-то, каким-то суррогатом - и он тут же явился в облике вульгарного Экологизма.  Онтологический поворот должен был бы постепенно менять ментальные основы вульгарно понятой человеческой природы, а Экологизм взялся вульгарно трактовать интересы «живой природы». Онтологический поворот был призван сменить техническую цивилизацию на "цивилизацию Духа", а Экологизм...
2 года назад
Аркаим: гипотеза феномена МПИ БСС
Ссылки – References in Russian °Москвичев А. 2013 - Особенности историко-культурного контента памятника «Аркаим» в аспекте социологии культуры и духовной жизни [Текст] // Человек в условиях интенсификации межличностных взаимодействий: сб.труд. Международной виртуальной Интернет-конферен-ции (Лондон, 28 марта - 04 апреля 2013). - Лондон, Великобритания, 2013. С.103-105 °Москвичев А. 2014 - К проблеме моделирования психолого-педагогической коррекции само-чувствия, активности, настроения человека средствами историко-культурного контента памят-ника "Аркаим" //  GISAP...
2 года назад
Метафизична ли сама математика?
Конечно, математика глубоко метафизична. Не будем забывать, что числа, называемые в Европе арабскими, в действительности родились в Индии на почве индуизма. Европейская же математика связывает свои начала с Пифагором, являющимся главой античного религиозно-мистического ордена - числа (как метафора ритма) в нем представлялись основой всего мироздания и инструментом постижения глубин Бытия. Огромный вклад в постижение метафизики математики внёс, ранее уже упоминаемый, философ и филолог, наш великий соотечественник Алексей Фёдорович Лосев, в полной мере так до сих и недооценный современной наукой...
2 года назад
Всякая ли наука безобидна для цивилизации?
Не будем спорить с тем, что наука Нового времени в целом благостно отразилось на материальной жизни стран и континентов, изменила облик цивилизации. Но великий принцип Меры касается и самой науки. Остановимся на понятии "Сциентизм". Он означает взгляд на науку как на высшую сферу духовной культуры. Будто наука не вышла из лона классической философии, оставаясь с ней связанной метафизической основой, глубинными связями и отношениями. Будто наука не должна корректироваться философской теорией познания, этикой Должного и эстетикой Истинного. Ныне уже можно говорить о следующих...
2 года назад